Закройте в детсаду русскую группу - откройте латышскую: Сейм не послушал ОБСЕ

© Pixabay / Regenwolke0Дети в детском саду
Дети в детском саду - Sputnik Латвия
Подписаться
Сейм одобрил во втором чтении предложенные Нацблоком поправки об организации обязательного латышского потока в детских садах Латвии; на практике это означает выдавливание русских групп из дошкольных образовательных учреждений и конец маленьких русских детсадов

РИГА, 14 фев — Sputnik. Сейм Латвии во втором чтении одобрил поправки к закону о всеобщем образовании, которые обязывают самоуправления обеспечить наличие латышскоязычной группы в каждом детсаду. Депутатов не остановило письмо верховного комиссара ОБСЕ по вопросам национальных меньшинств Ламберто Заньера, указавшего на риски, связанные с внедрением латышских программ в садах нацменьшинств.

Как гласит аннотация к поправкам, подготовленным Нацблоком, местные самоуправления обязаны обеспечить освоение программы дошкольного образования на госязыке во всех подведомственных им детских дошкольных учреждениях. Нацблок аргументирует необходимость поправок тем, что нередко самоуправление вблизи места жительства семьи, желающей отдать ребенка в латышский садик, может предложить ему место только в детсаду нацменьшинств. Латышские родители вынуждены поэтому или возить детей далеко, или оплачивать им частный детсад, или соглашаться отдать ребенка в сад, где занятия проходят на русском.

Депутат Сейма Латвии Игорь Пименов - Sputnik Латвия
Пименов: ОБСЕ дала под дых радикалам в Сейме за латышизацию детсадов

Поправки поддержали 60 депутатов, 19 проголосовали против (вся фракция "Согласия", а также независимые депутаты Юлия Степаненко и Карина Спруде. Пять парламентариев не приняли участия в голосовании: Дагмара Бейтнере Ле-Галла (НКП), Алдис Гобземс, Эрик Пуценс (КПС), Эдвин Шноре (Национальное объединение) и Виктор Валайнис (СЗК). Воздержавшихся не было.

В первом чтении законопроект был одобрен Сеймом в январе. Второе чтение изначально было запланировано на начало февраля, однако по предложению фракции "Для развития/За!" документ был изъят из повестки – накануне в Сейм поступило письмо верховного комиссара ОБСЕ по вопросам национальных меньшинств Ламберто Заньера. Он указал на риски, связанные с внедрением латышских программ в детских садах для русскоязычных детей, а также выступил за создание защитного механизма, который бы обеспечил возможность обучения на языке нацменьшинства при условии спроса.

Однако документ все же поступил на второе чтение в Сейм.

Споры

В ходе пленарного заседания проект поправок активно критиковала оппозиция.

"Их заботит сохранение своей культуры. В демократических странах давно научились решать противоречия, признавая право нацменьшинство на сохранение своего языка и этнического своеобразия", — заявил депутат Игорь Пименов ("Согласие").

Его однопартиец Николай Кабанов подчеркнул, что проект поправок противоречит нормам соблюдения прав человека в ЕС.

Мужчина в наручниках - Sputnik Латвия
Кто тут еще на латышский не перешел? Линдерман об обысках в Риге и зачистке в Латвии

Независимый депутат Алдис Гобземс указал, что государству нужно создавать новые детсады, чтобы улучшить ситуацию, а не запрещать говорить на языках меньшинств в существующих.

Лидер Национального объединения Райвис Дзинтарс возразил, что программы образования нацменьшинств продолжатся, и не нужно акцентировать это особой статьей в законе.

Глава МВД Сандис Гиргенс (KPV LV) во время дискуссии по этому вопросу в программе "Точки над i" Русского вещания LTV7 заявил, что, учитывая географическое положение Латвии, наряду с латышским языком, все дети одинаково хорошо должны владеть русским и английским.

"Мы говорим о будущем нашей страны. Нет спора в том, что мы живем в Латвии, и государственный язык – латышский. Но если дети учатся в садиках, школах, они должны знать и русский, и английский. Должны и говорить, и писать. Наша локация такая, что они должны быть готовы к будущему. А мы иногда ни один язык не знаем, даже латышский", - сказал он.

Представитель Нацблока Ритварс Янсонс заявил, что "это ненормальная ситуация, когда латыши в своей стране не могут отправлять своих детей в детсады, что им нужно ждать в длинных очередях". При этом политик отметил, что нередко очередь подходит в "детсады нацменьшинств, где детей обучают на русском".

"В сущности, в каждой стране есть конкретный государственный язык. И если ребенка, у которого родной язык – государственный, приходится учиться на другом – это ассимиляция", - заявил Янсонс.

Председатель парламентской фракции объединения "Для развития/За!" Даниэль Павлютс сказал, что проблема, о которой говорит Нацблок, вполне понятна. И ситуации, "когда родители латышских детей хотят в садик, но садик не может предоставить место в группе с латышским языком обучения", действительно есть.

"Это действительно ненормальная ситуация. (...) Мы поддержали этот законопроект в первом чтении (где говорится о том, что самоуправление должно обеспечить латышскую группу, если есть запрос от родителей – ред.), но на втором – формулировка предложения поменялась. В новой версии говорится, что самоуправление в любом садике обязано гарантировать ребенку обучение на государственном языке", - отметил Павлютс, подчеркнув, что речь идет даже о тех случаях, если в конкретном саду латышских детей нет. Кроме того, он заявил, что "изначальная редакция нас удовлетворяла, нынешняя – нет".

Однако законопроект, напомним, был все же одобрен во втором чтении, в том числе и голосами его партии.

Родители пошли в комиссию

В день проведения второго чтения по законопроекту в Сейме, группа родителей, которые отстаивают право русскоязычных детей получать образование на родном языке, встречалась с председателем парламентской комиссии по образованию, культуре и науке Арвилсом Ашераденсом, рассказал один из участников встречи Дэги Караев на своей странице в Facebook.

"Разговору предшествовали жаркие дебаты на пленарном заседании Сейма, по принятию поправок к закону о детских садах. Из сказанного депутатами стало очевидно, что поданные законодательные инициативы непонятны не только нам, простым смертным, но и самим парламентариям.

Перепалка между председателем комиссии по образованию и парламентским секретарем министерства образования и науки показала, что на заседаниях комиссии последний ни разу не появлялся и не удосужился донести, как придуманные инициативы будут реализованы.

Встреча с Ашераденсом прошла в конструктивном русле. Мы были услышаны! Впервые, за многие годы, у нас появилась возможность говорить с властью, и этот разговор очень похож на диалог", - написал Караев.

По его словам, стороны договорились, что на следующей неделе состоится рабочая встреча, в которой примут участие родители, представители самоуправлений и министерства образования и науки.

"Мы будем обсуждать, что собираются делать депутаты и как потом исполнительная власть будет это реализовывать", - заключил он.

Лента новостей
0