РИГА, 11 фев — Sputnik. Визит премьера Латвии в Беларусь ничего не принес латвийской экономике, но был выгоден президенту Александру Лукашенко, заявил вице-спикер Сейма Андрей Клементьев ("Согласие") в эфире радио Baltkom.
Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш 16 января посетил Минск, где рассказал, что Латвия заинтересована в выстраивании долгосрочных экономических отношений с белорусской стороной, в частности в организации транспортировки нефти в Беларусь через свои порты.
"У правительства Кариньша была попытка съездить в Белоруссию договориться. Это больше была попытка "сыграть в карты" с Лукашенко. При том, что он прекрасно знал наши карты. Лукашенко использовал Кариньша, чтобы лишний раз подразнить партнеров в России и попугать их", – сказал Клементьев.
По его словам, даже латвийский бизнес не поверил, что Лукашенко будет перевозить норвежскую нефть через латвийскую железную дорогу и порты.
"Ведь, оценив риски и оценив вложения, необходимо перестраивать терминалы, необходимо менять формат нефтепродуктов – для того, чтобы переливать их в нефтетерминалы. Наши посчитали – пусть она (Белоруссия – ред.) сначала заключит контракт с норвежцами минимум на пять лет, для того чтобы мы серьезно воспринимали эти попытки подразнить Российскую Федерацию закупками нефти в Норвегии. Мы прекрасно понимаем, что Белоруссия и Россия никогда не поругаются между собой в транзите, перевалке нефти и в переработке нефти так, чтобы норвежская нефть стала экономически выгодной", – указал депутат.
Беларусь не смогла договориться с Россией о продлении поставок нефти в наступившем году и приняла решение искать альтернативные источники сырья. Как заявлял президент республики Александр Лукашенко, в будущем планируется получать до 30% необходимого объема нефти через порты Балтики, еще 30% через Украину и до 40% - из РФ.
Партия норвежской нефти, закупленная в январе Беларусью, была направлена танкером в порт Клайпеды, а затем по железной дороге - до НПЗ "Нафтан" в Новополоцке. В Литве сообщили, что доставка всей партии в 80 тысяч тонн займет две недели. Первый состав с норвежской нефтью прибыл на предприятие 26 января. В Беларуси не исключили, что и дальше будут работать с этим сортом сырья.
По словам министра путей сообщения Латвии Талиса Линкайтса, для транспортировки нефти в Беларусь есть вариант задействовать нефтяной трубопровод между Полоцком и Вентспилсом. Раньше нефтемагистраль работала в обратном направлении, перекачивая сырье в Латвию из Беларуси.