Возобновление активных боевых действий на севере Сирии выгодно США, которым нужен предлог, чтобы остаться в Сирии. Террористической угрозе продолжают противостоять Сирийская правительственная армия и союзные ей силы России, Ирана, Турции.
Боевики с тяжелым вооружением накануне дважды атаковали позиции правительственных войск в провинции Идлиб, но были отброшены огнем артиллерии. Оперативная обстановка на севере Сирии остается сложной, с 16 по 20 января в результате 15 террористических атак в Идлибской зоне погибли 47 и ранены 77 сирийских военнослужащих, убиты 51 и ранены 116 мирных жителей. По данным турецких источников, в район боевых действий для поддержки правительственных войск САР переброшены подразделения иранских сил спецназначения "Кодс" (КСИР).
Кто виноват
В Минобороны РФ считают, что основную ответственность за обострение ситуации в Идлибской зоне несет террористическая группировка "Хайят Тахрир аш-Шам"*, в рядах которой около 20 тысяч боевиков, и новый виток эскалации в Сирии джихадисты адресуют Западу в надежде на увеличение помощи. Москва регулярно напоминает Вашингтону о его роли и месте в регионе. Замглавы МИД РФ Сергей Рябков вчера заявил: "Все, что США осуществляют на территории Сирии с точки зрения военного присутствия, – это незаконно". Однако Соединенные Штаты не меняют позиции относительно своего противоправного военного присутствия в САР. Перманентные боевые действия "повстанцев" для США – шанс хоть как-то оправдать или продлить свое незаконное присутствие на сирийской территории.
Западу хотелось бы разрушить планы Сирии, России, Ирана и Турции по восстановлению законной власти САР в районах восточнее Евфрата. Ведь там американцы контролируют богатые нефтяные месторождения.
Если за рекой исчезнет "живой щит" в виде курдских и арабских незаконных вооруженных формирований, контроль над сирийской нефтью неизбежно вернется к Дамаску.
Поддерживающие агрессивную политику США на Ближнем Востоке европейские и региональные союзники понимают, что находятся в тупике. И все же, вопреки национальным интересам, без команды из Вашингтона выйти из игры не могут. Реальный суверенитет оказался по плечу лишь Анкаре.
По информации крупнейшего турецкого информагентства Anadolu, в настоящее время американские силы присутствуют на 11 военных базах и постах в оккупированных YPG / РПК районах в провинциях Хасеке, Ракка и Дейр-эз-Зор. Что же там делают войска США?
Официальный представитель министерства обороны РФ Сергей Рудской ранее констатировал: "Помимо подготовки боевиков, американские структуры в Сирии заняты разграблением принадлежащих законному сирийскому правительству нефтяных объектов и месторождений".
Неизбежная зачистка
Сирийские правительственные войска и их союзники 17 января начали теснить террористов на северо-западе САР, чтобы взять под контроль южные и западные районы провинции Алеппо (входят в Идлибскую зону деэскалации). Более трех суток продолжается обмен минометными и ракетно-артиллерийскими ударами. К линии боестолкновений стянуты дополнительные силы из разных районов провинций Алеппо, Дейр-эз-Зор, Хама и Латакия, артиллерия, бронетехника, а также подразделения иранских сил спецназначения "Кодс".
По признанию турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, даже некоторые разногласия по Идлибу между Россией и Турцией не портят стратегических отношений двух стран. В сложнейших военно-политических условиях Иран демонстрирует завидную твердость. Несмотря на ожесточенное противодействие США и их региональных союзников, Сирия неуклонно приближается к миру – только за последние сутки из-за рубежа в страну вернулись более 900 беженцев.
* Террористическая группировка, запрещенная в РФ и ряде государств