РИГА, 16 янв — Sputnik. В контексте инвестиционного плана Европейского зеленого курса Латвия, которая претендует на финансирование мероприятий по переходу на "климатический нейтралитет" на период до 2050 года, может лишиться отрасли добычи и переработки торфа, бьют тревогу в Латвийской ассоциации торфа.
В Латвийской ассоциации торфа напоминают, что отрасль является традиционной для Латвии, вносящей весомый вклад в экономику страны.
Член правления ассоциации Ингрида Кригере рассказала, что во вторник, 14 января, Европейская комиссия объявила план инвестиций Европейского зеленого курса, который предусматривает финансирование за переход на более дружественные для среды энергоресурсы для тех регионов, которые больше других зависимы от добычи и использования в энергетике горючих ископаемых.
В частности, Еврокомиссия берется компенсировать потерю рабочих мест созданием новых и перепрофилированием рабочей силы.
Незадолго до анонсирования плана в список ископаемых горючих ресурсов был включен и торф, используемый в энергетике, то есть сжигаемый и способствующий усилению тепличного эффекта.
Но, как напоминает Кригере, добываемый в Латвии торф используется исключительно в сельском хозяйстве и не может считаться ископаемым горючим, наносящим вред природе и климату. Использование торфа в Латвии радикально отличается от его использования в таких странах, как Ирландия или Финляндия, где он сжигается для нужд энергетики.
В связи с этим член правления ассоциации задается вопросом — тот факт, что столь кардинальное различие в использовании торфа не принимается во внимание, является незнанием или злым умыслом? Она напоминает, что в отрасли занято свыше 3 тысяч человек, главным образом в регионах, а в виде налогов она выплачивает как минимум 20 миллионов евро ежегодно.
Таким образом, уничтожение отрасли приведет к непредсказуемым социально-экономическим последствиям, но никоим образом не уменьшит эмиссию газов и вызываемый ею парниковый эффект.
По ее словам, с 2004 года в Латвии торф почти ни используется для энергетики — на ее долю уходит лишь 2% от общего объема добытого в стране торфа. 95% его используется в сельском хозяйстве в качестве удобрений и компостов. Кроме того, торф перерабатывают и экспортируют в более чем 100 стран мира, и спрос постоянно растет.
Кригере обвиняет латвийское государство в том, что у него нет стратегического видения и способности наблюдать картину целиком. Люди, которые представляют Латвию в Европе, ничего не знают об отрасли, которая обсуждается. В краткосрочной перспективе есть желание получить деньги, решая несуществующую проблему, но из-за этого будет уничтожена отрасль, которая имеет большое значение в цепочке производства продуктов питания и огромный экспортный потенциал.