РИГА, 3 янв — Sputnik. Где припарковать автомобиль в центре Риги, и желательно без особого ущерба для бюджета, выяснила газета "Сегодня".
Платные стоянки иногда работают бесплатно
В центре Риги это тарифная зона А - для клиентов недешево. На стоянках Rīgas satiksme первый час — 2,50 евро. Каждый следующий час — 3 евро. То есть, поездка, например, в театр на собственной машине с учетом парковки обойдется по стоимости, как поездка на такси.
Муниципальные парковки обычно работают с 8:00 до 20:00, по субботам — с 9:00 до 17:00.
Но по рабочим дням после 20 часов, по субботам после 17 часов, а также по воскресеньям и праздникам стоянки Rīgas satiksme бесплатные.
Карту муниципальных стоянок имеется на сайте Rīgas satiksme. Максимальное время бесплатного пользования платными автостоянками во время их работы — 5 минут. Максимальное время бесплатного пользования платными автостоянками во время их работы по окончании оплаченного времени — 15 минут.
Где совсем без оплаты
Что касается бесплатных стоянок, то самая известная "У Старгорода" в Старой Риге. Однако в популярных автосообществах пользователи констатируют: приезжать туда желательно не позже 7 утра, иначе придется стоять в очереди. Если вам нужно на важную встречу, рассчитывать на такие парковки рискованно - можно опоздать.
Репортер газеты проехался по центру Риги и убедился, что остаются бесплатные парковочные места на Цесу, Эвелес, Томсона, Менесс, Хоспиталю, Весетас, Нитаурес, Малпилс, Спорта. В округе Arēna Rīga много места. Есть стоянки вокруг Зиедоньдарзса: на ул. Чака, Артилерияс, Спаргелю, Красотаю, Лиенес. Ближе всего к Старой Риге получается ул. Экспорта — там есть несколько вариантов. А вот в районе Центрального вокзала места найти очень трудно.
Чтобы было проще ориентироваться, рижские энтузиасты создали карту в интернете — в Google Maps с отметками всех бесплатных и временных парковочных мест. Найти ее можно по адресу google.com/maps, если задать поиск: "Bezmaksas autostāvvietas Rīgā".
Однако серьезно рассчитывать на большинство из них не стоит - подобные удачные места расхватывают сразу. А некоторые отметки на карте и вовсе могут быть неактуальными — их лучше перепроверить на сайте Rīgas satiksme.
Местные vs "понаехавшие"
Дискуссии в соцсетях о стоянках в центре Риги неизменно порождают конфликты "пешеходы vs автомобилисты" и "местные vs неместные".
"Центр в любом случае надо освобождать!" — считают многие. "Действительно, зачем в центре Риги люди? Освободить!" — иронично отвечают им.
"Там от машин уже не пройти!" — возмутилась недавно пользователь Наталья в сообществе автомобилистов "Ездуны". И вызвала активную дискуссию.
"Машины с людьми связаны — не будет машин, не будет людей. Или, по–вашему, все на велосипедах будут ездить?" — ответил ей Арвид.
"Сама езжу на авто. Если нужно в центр — смотрю по обстоятельствам, общественный транспорт иногда выгоднее, удобнее, быстрее", — возразила Наталья.
"В дневное время 90% машин, припаркованных в центре, особенно на халявных парковках — машины с районов. Люди, живущие в центре, будут только рады, если здесь не останется бесплатных парковок — либо, как в Германии, введут запрет на въезд в центр на старых дизелях", — в свою очередь отметил Сергей.
"В центре давно уже нет никаких халявных парковок", — возразил Арвид.
"Еще немного осталось, сам здесь живу, и если повезет, пользуюсь. Только конкуренция большая. Поэтому обычно приходится парковаться за деньги", — пояснил Сергей.
"Жителям центра негде авто поставить! Нужно бежать пешком, потому что даже подъехать и остановиться нельзя, особенно на ул. Бривибас. Этот вопрос надо решать: давать возможность парковаться бесплатно только тем, кто задекларирован в центре!"
Закрытие центра города для частных авто — тема актуальная. В этом году Рижская дума даже решилась на эксперимент — он стартует в эту субботу, 4 января.
Однако если выгнать авто из центра, возникает ряд других проблем.
Как жить небольшим магазинам
Выживаемость торговых точек в центре Риги сейчас и так под вопросом. Тут и аренда высокая, и конкуренцию с интернет–магазинами трудно выдержать, при этом покупателям на авто удобнее отправиться за покупками в крупные торговые центры, где есть просторные автостоянки.
Недавно архитектор, представитель общества Pilsēta cilvēkiem Ото Озолс задался вопросом: почему посетители торговых центров спокойно могут преодолеть расстояние в несколько сотен метров от парковки до супермаркета, тогда как в центре города им нужна парковка около каждого магазина?
По этому поводу развернулась бурная дискуссия. Многие комментаторы указали на очевидное обстоятельство: у торговых центров парковка бесплатная, по крайней мере один час. Тогда как в центре поход от парковки до нужного магазина будет измеряться уже в денежном эквиваленте, потому что каждый стоит по меньшей мере 2–3 евро.
Были и те, кто выразил сочувствие владельцам маленьких магазинов на центральных улицах города, которые еле выживают, а многие и закрывают свои лавочки. Об этом, в частности, написал один из предпринимателей, вынужденных сворачивать бизнес: "У моего предприятия после ремонта улицы Бривибас больше нет парковки, в связи с чем ощущается падение оборота (на несколько десятков тысяч в год), и такое ощущение, что вскоре придется закрываться".
Зеленая зона. Она же белая
В силу дефицита парковочных мест водители зачастую нарушают установленные правила. Напомним, что по правилам Рижской думы штраф за неправильную парковку составляет от 10 до 350 евро для физических лиц и от 30 до 750 евро - для юридических. В случае, если машину не убирают после третьей неоплаченной квитанции на штраф, на колеса устанавливаются блокираторы.
В жилой зоне автомобиль можно ставить на проезжей части там, где он не будет препятствовать движению пешеходов и других транспортных средств. А именно: не загораживает вход в подъезды, доступ к мусорным бакам, детским площадкам.
По правилам Рижской думы, также запрещается заезжать на зеленые насаждения (мять газоны, кусты), если только это не связано с уходом за ними. Насаждениями считаются даже голые пустыри, черноземные насыпи. При этом понятие "зеленая зона" весьма условное. Даже если там сугробы, то есть никакой растительности, то ставить транспорт там нельзя.
Считается также нарушением, если припаркованные автомобили мешают проехать пожарным, скорой помощи, полиции.