Мало кто из современных российских политиков так был связан с Латвией, как недавно скончавшийся бывший московский мэр Юрий Лужков. Понятно, что он боролся за права всех соотечественников, оставшихся за границей России после распада СССР, но все-таки в Риге о нем осталась особенная память.
Защитник русских
Лужков начал заботиться о русских Латвии еще до того, как стал мэром Москвы. В 1992 году времена были тяжелые - латвийское правительство решило приостановить все поставки в Россию. В результате несколько московских машиностроительных заводов оказались под угрозой остановки. Тогда по инициативе Лужкова было достигнуто соглашение о взаимной торговле между Москвой и ЛР.
Но 2 февраля 1993 года правительство Москвы по предложению того же Лужкова приняло решение объявить экономические санкции против Латвии и Эстонии - "в связи с нарушениями прав русскоязычного меньшинства в этих странах". Как сообщала тогда латвийская пресса, это было довольно неожиданно.
"Первоначально повестка дня была ограничена рассмотрением экономических вопросов, в частности выполнения договорных обязательств между городом Москвой и СНГ, Грузией и странами Балтии. Когда дискуссия о реализации договора закончилась, мэр Лужков удивил присутствующих неожиданным обзором российско-балтийских отношений", - писала газета Neatkarīgā Cīņa.
Как тогда заявлял Лужков, дискриминация русского меньшинства в Эстонии и Латвии является неоспоримой реальностью. "Угнетение русских латвийскими и эстонскими властями с точки зрения жестокости превосходит даже преследование евреев", - говорил мэр Москвы и призвал членов правительства столицы разорвать экономические связи с Латвией и Эстонией.
Более того, 4 февраля 1993 года, выступая на московском телевидении вместе с писателем Михаилом Задорновым, Лужков рассказал о катастрофическом положении русского населения в Латвии и Эстонии, где процветает нечто подобное фашистскому режиму, сообщала та же латвийская газета.
"В Латвии и Эстонии существует национальная политика геноцида против русскоязычного населения. Прежде всего, вы должны знать язык страны, чтобы получить гражданство там. Те, кто не сдает этот экзамен, не приобретает гражданство, и становятся людьми второго сорта. Им отказывают в праве голосовать на выборах и быть избранными. Они не могут занимать государственные должности или участвовать в приватизации", - заявлял Лужков, и в этом не было никакого преувеличения.
Другое дело - сатирик Задорнов, в той же телепрограмме поведавший, что в латвийском парламенте прозвучало предложение выкопать "русскоязычные трупы" для очистки латвийских кладбищ.
Однако в марте 1993 года было достигнуто новое соглашение между Москвой и Латвией, также предусматривавшее сотрудничество в области культуры, спорта и туризма и даже открытие латышской школы в Москве. Политологи, как всегда, объяснили эту перемену прошедшими выборами: дескать, ранее Лужкову надо было показать себя защитником русских перед своими избирателями. Однако защитником он проявлял себя и в дальнейшем.
Я другой такой страны не знаю...
Лужков 5 ноября 1993 года издал распоряжение "О порядке пребывания в Москве", которым был установлен размер платы за сутки пребывания иностранцев в российской столице – десять процентов средней месячной зарплаты - в то время это было 7 тысяч 140 рублей. И уже 17 ноября от этой платы были освобождены в том числе "граждане бывшего СССР, проживающие на территории Эстонии и Латвии, не признанные гражданами этих государств".
В 1998 году 3 марта полиция дубинками разогнала пикет пенсионеров возле Рижской думы. Пенсионеры были русскими, читателями газеты "Панорама Латвии", которая и призывала их собраться. Этот разгон громко отозвался в России. Свое слово сказали и тогдашний президент Борис Ельцин, и премьер Виктор Черномырдин, отменивший визит в Ригу.
А мэр Москвы Юрий Лужков 28 марта принял участие в пикетировании посольства Латвии в Москве. Именно там он произнес знаменитую фразу: "Я не знаю ни одной другой страны, где так откровенно попирались бы права человека. Это второй случай в мире после Камбоджи времен диктатора Пол Пота". Это ему долго припоминали в Латвии.
В 1998 году 10 апреля московский мэр призвал бойкотировать латвийские товары.
"Латвийские шпроты, сметана и духи "Дзинтарс" должны исчезнуть с московских прилавков — такое решение принято правительством Москвы в ответ на дискриминационные действия латышских властей по отношению к русскоязычному населению Латвии", - сообщала российская пресса.
Призыв поддержало около полутора десятков столичных магазинов — в их числе ГУМ, ЦУМ, "Детский мир", "Московский", "Петровский пассаж" и "Седьмой континент". Как выяснила тогда газета "Коммерсант", ни один из них латвийскими товарами не торговал.
В Москве 23 января того же года Лужков принял латвийских политиков Яниса Юрканса и Алфреда Рубикса, тогда входивших в политическое объединение "ЗаПЧЕЛ" (За права человека в единой Латвии). Лужков радушно поприветствовал гостей и напомнил: "Скажу откровенно: мы оказывали моральную и техническую поддержку вашему блоку перед выборами". Об этом сообщал спецкор рижской газеты "Час" в Москве Андрей Мамыкин.
В 1998 году в латышской прессе появилась первая карикатура на московского мэра, в газете Lauku Avīze. На карикатуре толстый человек в кепке пожимал руку скелету. Указывалось, что это Андрей Вышинский, говорящий: "Товарищ Сталин шлет вам, товарищ Лужков, загробный привет! Спасибо, что помогаете нашим!"
И действительно, московский мэр оплатил услуги адвоката арестованному по обвинению в геноциде латышского народа бывшему майору КГБ Илье Машонкину. Правда, суда не было, дело затянулось. В феврале 2006 года 90-летний ветеран был признан невменяемым, а в апреле скончался.
Рига - Москва
В 2001 году 13 декабря в Москве мэр Риги Гундарс Боярс и Юрий Лужков подписали соглашение о сотрудничестве столиц Латвии и России. Так, собственно, и началась дружба двух столиц.
При этом московский градоначальник не изменял себе: в том же году выступая на Конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, назвал "откровенным апартеидом" отношение к русскоязычному населению в Латвии и Эстонии.
На 27 сентября 2002 года бы намечен ответный визит Лужкова в Ригу с делегацией в 50 человек. Против выступил комментатор газеты Diena Асколдс Родинс, который призвал латвийские власти не выдавать мэру Москвы въездную визу до тех пор, пока тот не извинится за очернение Латвии. Да, кроме всего прочего, журналист обвинил Лужкова в том, что "в российских опросах общественного мнения Латвия оказалась врагом номер два — вслед за США".
Однако латвийские официальные лица изъявили желание встретиться с московским градоначальником. Премьер-министр Андрис Берзиньш устами своего пресс-секретаря напомнил, что должностным лицам Латвии "с дипломатической точки зрения неверно было бы давать сигналы, что мы не хотим говорить с должностными лицами России". И Вайра Вике-Фрейберга, которая тогда занимала пост президента Латвии, тоже планировала встречу с Лужковым.
Но визит перенесли на 8 ноября, объяснив это предвыборной ситуацией и нежеланием использовать приезд Лужкова в необоснованных спекуляциях политических конкурентов. И все равно против была партия Tēvzemei un Brīvībai/LNNK, члены которой провели пикет у посольства России. В руках пикетчиков были плакаты "Лужков, когда ты извинишься перед Латвией?", "В Риге есть и будут улицы Пушкина, Дудаева и Сахарова!".
На латышском и русском
Однако Лужков приехал, возложил цветы к памятникам Свободы и Освободителям Риги, посетил Рижский вагоностроительный завод, встретился с представителями Рижской думы, побывал в Христорождественском соборе в Риге и на стройке московского культурно-делового центра. Пообедал традиционной латышской кухней в комплексе отдыха Lido, посетил действующую около комплекса ярмарку и купил любимейший латышский продукт - вересковый мед, а также пряник, деревянную ложку и корзину, куда сложил все покупки.
А вот президент Вике-Фрейберга уехала в Айзкраукльский район и с московским гостем встретиться не смогла. Тем более не встречался с Лужковым сменивший премьера Берзиньша Эйнарс Репше. Тот даже и не планировал.
Кроме того, Лужков вручил 23 латвийским студентам именные стипендии в размере 1500 долларов в год. "Я желаю вам всем стать в будущем депутатами Сейма", - сказал московский мэр стипендиатам. А на пресс-конференции по итогам визита в Латвию заявил, что латвийское общество созрело для потепления отношений между Латвией и Россией. Центр госязыка прицепился к отсутствию перевода пресс-конференции на латышский язык.
Следующий раз Лужков приехал в Ригу 28 марта 2004 года. Вместе с мэром Риги Гундарсом Боярсом он открыл Московский культурно-деловой центр, более известный как Дом Москвы. А 29 мая Лужков и Боярс посадили в Московском парке Риги березу и бук, что должно было символизировать сотрудничество между городами и общие планы на будущее.
Градоначальники также открыли памятную доску, на которой на латышском и русском языках написано: "На этом месте во имя дружбы между Москвой и Ригой будет восстановлен Московский парк". Камень до сих пор стоит, деревья выросли. В 2008 году латышские националисты требовали перенести в этот парк памятник Пушкину.
Кроме того, Лужков и Боярс подписали пятилетний протокол о сотрудничестве в области электротранспорта. Рижские вагоностроители должны были провести модернизацию не менее 80 московских трамваев.
Правда, премьер-министр Индулис Эмсис неожиданно оказался очень занят и не смог принять московского мэра. "Я не хотел с ним обсуждать никаких страшных вопросов, а только призвать к диалогу о вопросах, интересующих также и Латвию", – сказал Лужков.
В этот же визит Лужкову второй раз удалось совершить уникальный поступок – не посетить Музей оккупации, что мало кому удавалось. Таких иностранных гостей можно по пальцам одной руки пересчитать. Официально было сообщено, что это не планировалось, потому что времени не хватало, надо было заниматься хозяйственными вопросами. Например, заводом AMO Plant в Елгаве, крупнейшим акционером которого cтало московское правительство.
Вообще, у Лужкова была мысль перенести в Латвию московские заводы, а на их месте построить жилые кварталы. И Рижский вокзал тоже снести.
Тогдашний председатель комиссии Сейма по иностранным делам Артис Пабрикс, который сейчас занимает пост министра обороны, возмущался: "Я уверен, если бы Лужков в программе визита заменил почтение старым символам в Пардаугаве визитом в Музей оккупации, он вернулся бы в Москву более информированным о происходящем в нашей стране". Под старыми символами Пабрикс имел в виду памятник Освободителям Риги.
В общем Лужков уехал, но остался в сердцах латвийских политиков. В 2009 году 27 апреля кандидат в мэры Риги Айнарс Шлесерс заявил: "У города должен быть хозяин. В Москве есть Лужков, в Нью-Йорке - Блумберг. В Риге будет Шлесерс".
Но 4 сентября 2009 года с Лужковым в Москве встречался новый рижский мэр Нил Ушаков. Они подписали программу сотрудничества латвийской и российской столиц на 2009—2011 годы.
"Хромая утка"
В последний раз Лужков приехал в Ригу 25 августа 2010 года и спровоцировал скандал, заявив: "Я думаю, что закончится время неразумного национального приоритета, все войдет в свою норму. Нужно вести дело к тому, чтобы Латвия стала двуязычной страной".
Что тут началось! Истерика охватила латышскую прессу и политиков. Даже президент Затлерс не выдержал и написал в Twitter: "Нам не нужны советы чужаков - латышский язык есть и будет единственным госязыком. Латышский язык должен объединять всех жителей Латвии".
Политологи высказывались в том смысле, что своими словами Лужков нанес ущерб не только латвийско-российским отношениям, но и партии "Центр согласия". Наверняка отпугнув перед выборами тех латышей, которые были готовы за эту партию голосовать.
Юрий Лужков стал рекордсменом среди российских политиков по визитам в Ригу. Но в третий раз он приехал, будучи уже, что называется, "хромой уткой".
Москва еще не отошла от смога, Владимир Путин, занимавший пост премьер-министра РФ, выразил неудовольствие тем , что градоначальник в это время был в отпуске, а не со своим народом. Ходили слухи, что пока люди задыхались, Лужков спасал свои ульи. Отношения с президентом Дмитрием Медведевым тоже были испорчены, 28 сентября он и вовсе отказал Лужкову в доверии, уволив его с должности мэра. Кстати, за время пребывания Юрия Михайловича на этом посту в Риге сменилось шесть градоначальников.
В 2010 году 29 октября журнал Lietišķā Diena, ссылаясь на председателя правления порта Андриса Америкса, сообщил, что руководство Рижского свободного порта совсем не против сделать своим представителем в столице России уже бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова.
Вид на жительство
В 2011 году 16 января программа Nekā personīga телеканала TV3 сообщила, что бывший мэр Москвы Юрий Лужков незадолго до Нового года подал в латвийское посольство в России прошение о получении вида на жительство. В Управлении по делам гражданства и миграции подтвердили, что Лужков подал заявление, и сообщили, что решение о предоставлении экс-мэру Москвы вида на жительство в Латвии должно быть принято не позднее апреля.
Свое прошение получить на законных основаниях вид на жительство в Латвии Лужков обосновал тем, что вложил необходимую сумму — 200 тысяч латов в субординированный капитал Rietumu banka. Помимо того, Лужкову в Латвии принадлежит недвижимость. Правда, было установлено, что это - склад в Юрмале, в котором жить нельзя.
Среди латвийских политиков разгорелся спор - пускать Лужкова или не пускать? С одной стороны, по закону положено. А с другой - все-таки матерый враг.
Конец спорам положила решительная Линда Мурниеце - министр внутренних дел. Она и включила Лужкова в так называемый черный список.
"Моим обоснованием для включения Лужкова в черный список было его отношение к Латвии, его враждебные высказывания о Латвии, его желание использовать Латвию в личных целях, поскольку его целью, очевидно, было не инвестировать в Латвию, не развивать латвийскую экономику, а использовать Латвию для свободного проезда в шенгенской зоне", - поясняла министр.
Согласно принятым с большим трудом в 2010 году поправкам к закону об иммиграции, иностранец имел право просить вид на жительство в Латвии на срок до пяти лет, если он стал крупным инвестором или купил недвижимость на большую сумму. Против этих поправок яростно выступали национал-радикалы и получили увесистый козырь. "Лужков укрепил национальные аргументы", - писала газета Lauku Avīze. Сейчас этот закон практически мертв.
Читатели газеты хвалили министра Мурниеце за смелость, мысленно жали ей руку. "Лужков уже давно против латышского народа, поэтому его место в черном списке. Если политик становится мил Кремлю, это не означает, что он автоматически станет для нас другом", - уверял читатель Оярс из Риги.
"Мурнице доказывает свой патриотизм делами, а не словами. В нашей стране нет места политическим отбросам!" - считала читательница Гайда из Гулбене. Но читатель Андрис из Инеши указывал, что "Мурнице уже была министром внутренних дел в то время, когда Лужков приезжал в Латвию с дружеским визитом. Разве тогда не было известно, что он за птица?"
Почему Латвия?
В 2011 году 4 февраля Юрий Лужков заявил газете Diena, что не отказался от планов получить вид на жительство в Латвии. И вот почему: "Здесь фактически нет языкового барьера, мне понятна ментальность людей, а латвийской экономике необходимы инвестиции. В Латвии реализовать многие проекты интереснее, чем в странах Центральной и Западной Европы", - уверял Лужков.
Получив разрешение, он собирался заняться бизнес-проектами, которые, по его словам, "очень нужны вашему государству". "Это возможность расширить границы моей деятельности после ухода с поста мэра. Я стал свободнее, чтобы работать в бизнесе, заниматься хозяйственными делами", - говорил экс-мэр Москвы. А свое включение в черный список считал недоразумением.
Однако 7 февраля 2011 года Управление по делам гражданства и миграции Латвии направило бывшему мэру Москвы официальный отказ в выдаче разрешения на пребывание в стране.
Лужков пытался бороться, 3 июня 2012 года обратился с заявлением в Административный суд с просьбой отменить решение о его включении в так называемый черный список и поручить Управлению по делам гражданства и миграции выдать ему вид на жительство в Латвии. Но в этом ему было отказано. После чего Лужков переключился на другие европейские страны.
Интересно, что, попав в латвийский черный список, бывший московский мэр оказался рядом со своими врагами. Вице-спикером Госдумы РФ Владимиром Жириновским и опальным олигархом Борисом Березовским. Первый был в этом списке с начала 90-х годов, а второй - с 2005-го. Оба сразу откликнулись. "Нечего ему по Европе гулять, - сказал Жириновский, - 74 года, живи в Москве, как бывший мэр. Никто его не тронет... Видимо, это воздействие жены".
А Борис Абрамович тогда посоветовал Лужкову застрелиться. Или повеситься. Что в итоге сам и сделал. Через восемь лет после того, как его не пустили в Ригу.
Памятником Юрию Михайловичу Лужкову в Риге остались Дом Москвы и Московский сад. Кстати, в Москве есть Рижский сад, а вот "Рижские уголки" в московских торговых центрах закрылись в 2014 году. У нынешнего градоначальника нет никаких идей, связанных с Ригой и Латвией, которыми буквально фонтанировал Лужков. По крайней мере Сергей Собянин их не высказывает.