РИГА, 9 ноя — Sputnik. Происходящие в мире сдвиги в сторону усиления национальных интересов, разрушительно действуют на глобальные структуры вроде ЕС и НАТО, денег на учителей и медиков не хватает, потому что Латвия много тратит на оборону, а латвийское кино выживает на безденежье - об это и многом другом писали на этой неделе латышские СМИ.
Латвия превыше всего
О тревожных для Латвии тенденциях в мировой политике и о том, какую позицию в связи с этим надо занять Латвии пишет Юрис Лоренц в Latvijas Avīze.
Он напоминает о том, что на двух значимых для Европы (и незаслуженно не замеченных в Латвии) выборах - в Польше и Германии - победили левые и националисты. Сначала 13 октября в Польше на выборах в парламент убедительно с 43,6% голосов победила правящая партия "Закон и справедливость". Затем 27 октября на выборах в немецкой Тюрингии с 31% голосов выиграли наследники бывшей социалистической партии Восточной Германии (фактически компартии) – "Левые". На втором месте с небывалыми показателями – "Альтернатива для Германии", за которую проголосовало 23,4% избирателей. С прошлых выборов число сторонников этой партии росло более двух раз!
Если двумя словами охарактеризовать лозунги этих партий, то получится: "Польша на первом месте!" и "Германия на первом месте!". И это именно то, о чем говорит президент Дональд Трамп: "Америка на первом месте!" Премьер-министр Виктор Орбан: "Венгрия на первом месте!". Один из лозунгов сторонников Brexit: "Британия на первом месте!".
Несмотря на возражения партнеров по НАТО, Турция покупает российские противовоздушные системы и нападает на Сирию. Германия притворяется, что не слышит отчаянных призывов других стран Европейского Союза и Украины воздержаться от строительства газопровода Nord Stream 2.
Мы видим, - продолжает Лоренц, - что в глубинах глобализованного мира рождаются движения, которые говорят: "Наши нации, интересы нашего государства – на первом месте!" Сила этих движений, их неоспоримая легитимность заключается в поддержке граждан, которую те выражают в ходе свободных демократических выборов.
Выть вместе со стаей, но по-латышски
А ведь независимость Латвии является результатом противоположных глобализации процессов, размышляет автор. В 1918 году латыши использовали уникальную историческую ситуацию – разрушение большой глобальной структуры, крах Российской и Германской империй. В свою очередь, в 1991 году агония советской империи позволила восстановить утраченную независимость.
При этом сегодня независимость и экономическое развитие Латвии охраняют именно глобальные структуры, прежде всего НАТО и ЕС. Латвия восстановила государственность в момент, когда обе эти организации были готовы к экспансии, взяли на себя ответственность и приняли Латвию в свои ряды. И вот сегодня происходит обратный процесс.
Мы должны считаться с миром, призывает публицист, в котором все громче звучат эгоистичные лозунги: "Наш дом, наша страна на первом месте!" Но они ослабляют и НАТО, и ЕС. Мы должны считаться с непредсказуемой Америкой, которая отводит свои силы из Сирии и оставляет там вакуум власти. Со слабым ЕС, который не готов принять в свои ряды ни Албанию, ни северную Македонию, не говоря о Турции. Неужели несколько лет назад кто-то мог подумать, что США объявят санкции против Турции, одной из самых важных опор НАТО? Нет!
Народная поговорка говорит: "Если ты в стае волков, вой вместе с ней". И мы также должны начать осознавать, что на первом месте интересы Латвии, утверждает Лоренц. Мы все равно не переделаем мир. Может быть это сделают США, Китай, Россия, выгодным для себя образом, но не мы. И этого не нужно. Мы не спасем климат, запрещая топить дровяные печи. Латвия слишком мала, чтобы снабжать всю "старую Европу" своими молодыми рабочими руками.
Поэтому наш лозунг должен быть таким: думай глобально, а действуй локально, действуй по-латышски. И кто знает, возможно сохранение какой-нибудь "обреченной на оптимизацию" сельской школы у границы в Россией для Латвии намного важнее, чем открытие посольства в далекой Австралии.
Врачам не хватает, потому что тратим на оборону
Неожиданные для латышской прессы выводы можно найти в колонке Мариса Краутманиса в Neatkarīgā Rīta Avīze.
Рассуждая о принятии многострадального бюджета на будущий год, он пишет, что партии правящей коалиции запланировали принять его до Дня Независимости 18 ноября, словно это какой-то большой подарок. Спасибо! - иронизирует автор. - Но что мы увидим, когда в радостном волнении развяжем ленточки патриотических цветов и заглянем в коробку?
Там нет денег на обещанное увеличение зарплат медикам и учителям.
Но как такое возможно - в бюджете 10 миллиардов, и налицо его рекордный прирост, как радостно сообщил премьер Кариньш, а учителя и доктора "отброшены в сторону"? Непонятный парадокс.
Впрочем, Краутманис находит объяснение тому, почему так происходит. "Потому что грандиозные суммы из госбюджета съедают расходы на оборону, чтобы генералы НАТО не упрекали, что Латвия мало тратит. Это вообще табуированная тема, она даже не обсуждается," - пишет автор.
Кроме того, в статусе священной коровы у нас - нужды МИДа. Еще есть огромные социальные расходы на пенсии, на их индексацию и разную социальную помощь. Эти деньги тоже трогать нельзя, потому что большая часть пенсионеров и так живут в горькой бедности. Деньги нужны полицейским, пожарным, чиновникам, строительству и ремонту дорог.
Еще есть всякого рода мелкие расходы. Евро туда, евро сюда, и деньги исчезают неизвестно куда – на какие-то исследования, рекламу, консультантов и адвокатов. Хотя во всех министерствах есть юристы, аналитики и специалисты по общественным отношениям, которые уже получают зарплату, заключаются договоры с нужными людьми со стороны.
В итоге вышло глупо: объявили образование и здравоохранение приоритетами, а денег на них не хватило. Наверно, политикам непонятно значение слова "приоритет". Если бы они отвечали за свои слова, для начала в бюджет, как само собой разумеющееся, внесли бы средства, необходимые медицине и образованию, а остальное высчитывалось бы потом.
И вот еще совсем неожиданный ход – семикратно повысить финансирование партий, вывернув закон так, чтобы он отвечал именно интересам партий нынешней коалиции. То есть, себе деньги выделяют, а докторам и учителям - нет.
Хуже всего то, что сегодняшний политический процесс заставляет избирателей чувствовать себя обманутыми. Надежд на этот Сейм и правительство было много, однако выяснилось, что "новые политики" еще меньше способны сделать, еще корыстнее и еще больше пустобрехи, чем "старые". Это усиливает недоверие к парламентской демократии: можешь голосовать так или иначе, но результат будет тот же самый. Или даже хуже.
Латвийское кино выживает на нищенские деньги
Dienas Bizness в беседе с Антрой Цилинской, продюсером студии Юриса Подниекса, приоткрывает финансовые тайны отечественного кинематографа.
К примеру, недавно вышедший на экраны и пользующийся огромной популярностью полнометражный фильм "Елгава 94", рассказывающий о событиях бурного десятилетия через призму молодежной субкультуры, обошелся всего в 672 тысячи евро, из которых 430 тысяч выделило государство. Сравнивать нельзя, однако в Голливуде средний бюджет картины составляет 80 млн долларов, а рекордный — 400 млн.
"Было отличное сотрудничество с самоуправлением Елгавы. Это было неизбежно, ибо, как я говорила, всякий раз, когда произносится название фильма, это реклама города", - рассказала Цилинска.
Также съемочная группа получила "зеленый сертификат" за то, что все делала в соответствии со строгими экологическими нормами, что тоже привлекло копеечку спонсоров.
Тем не менее Цилинска признает, что бюджеты национальной кинематографии — нищенские.
"Продюсер оказывается в роли эдакого заложника, ибо нет возможности заплатить людям за все, что нужно, нельзя выбрать приемлемые технические решения".
"В первую очередь заплатила бы творческому коллективу достойную зарплату, — мечтает Цилинска. — Съемки происходят приметно 30 дней, затем происходит постпродакшн, монтаж, обработка звука, цветокоррекция. Если посчитать, с одним проектом режиссер работает примерно три года… В остальной Европе режиссер получает около 10% бюджета фильма, но мы этого никогда не сможем позволить".
Действие следующей художественной ленты Цилински происходит в Латвии 60–х годов прошлого столетия.
"Все равно это будет дорогой проект, ибо нужно приложить руку к созданию конкретной среды. Например, найти старые "Волги", "Победы", что редкость… Мне всегда казалось важным и интересным какую–то нашу историю запустить в мировой оборот. Это очень трудно сделать. Для этого обычно нужны разные предпосылки, например, участие какого–то всемирно известного человека, тогда это легче".