РФ поможет Прибалтике низкими ценами на электроэнергию: налога на СО2 не будет

© Sputnik / Павел Лисицын / Перейти в фотобанкПарогазовая теплоэлектростанция
Парогазовая теплоэлектростанция - Sputnik Латвия
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Российские производители электроэнергии продолжат оставаться в более выгодном, по сравнению с европейскими компаниями, положении - им не нужно платить за выбросы СО2

РИГА, 29 окт — Sputnik. Минэкономразвития РФ отказалось вводить углеродный налог, взимаемый за превышение компаниями целевых показателей выбросов парниковых газов. Это ударило бы по компаниям ТЭК, снизило бы конкурентоспособность российских товаров, а цена на электроэнергию могла бы вырасти на 11-25%, считают эксперты, передает РИА Новости.

Об идее введения углеродного налога рассказал этим летом глава "Роснано" Анатолий Чубайс. В интервью РИА Новости он заявил, что в России нужно ввести такой налог, чтобы стимулировать промышленников снижать выбросы углекислого газа.

За и против

Изначально введение этого налога был прописано в законопроекте Минэкономразвития (МЭР) о государственном регулировании парниковых газов, который готовится в рамках присоединения России к Парижскому соглашению о климате. Против выступали Минэнерго, Минпромторг и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).

Линии электропередачи - Sputnik Латвия
Президент Эстонии заявила, что российская электроэнергия уродует рынок

В середине октября Минэнерго заявило, что нужно доработать проект МЭР, исключив из него введение целевых показателей выбросов парниковых газов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и введение сбора за выбросы парниковых газов. В Минэнерго пояснили, что предложенная модель регулирования слишком упрощена, а ее экономические последствия не оценены.

"Опыт стран, в которых в течение длительного времени действуют плата за выбросы парниковых газов, системы торговли квотами, показывает необходимость создания сложных систем формирования и распределения квот, учета особенностей национальных экономик, структуры экспорта и импорта. Без учета этих особенностей введение сбора за выбросы парниковых газов или (и) системы ограничений и торговли квотами парниковых газов могут нанести серьезный ущерб экономике", - заявили в Минэнерго.

Также в министерстве отметили, что проект создает предпосылки для роста стоимости товаров и тарифов на тепло и электроэнергию сверх инфляции.

Электрическая подстанция - Sputnik Латвия
Эстония ищет способы повысить стоимость российской электроэнергии

В свою очередь, РСПП указывал, что Россия выполняет обязательства Парижского соглашения с превышением. Глава РСПП Александр Шохин в письме правительству в сентябре отмечал, что для выполнения обязательств РФ в рамках Парижского соглашения к 2030 году "достаточно корректного учета поглощающей способности российских лесов и реализации уже запланированных программ по повышению энергоэффективности". По его словам, введение углеродного налога негативно отразилось бы на инвестиционной активности российского бизнеса и стало бы препятствием для выполнения майского указа президента РФ обеспечить темпы экономического роста выше мировых.

По оценке Российской академии наук, введение углеродного налога создает финансовые угрозы для корпораций российского топливно-энергетического комплекса: потери одного "Газпрома" составили бы 8 миллиардов долларов в год при ставке 80 долларов за тонну эквивалента СО2. Помимо прямых убытков введение налога несет риски потери Россией значительной части экспорта из-за существенного удорожания энергоносителей и снижения их привлекательности для европейских и азиатских потребителей, считают в РАН.

В итоге, по данным РБК, МЭР согласилось с доводами и исключило положения, касающиеся углеродного налога, из законопроекта о госрегулировании выбросов парниковых газов. Теперь Минэкономразвития предлагает вернуться к рассмотрению вопроса об углеродном налоге после запуска системы отчетности и мониторинга выбросов парниковых газов, если Россия не достигнет целей по сокращению выбросов.

Электроэнергетика

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) поддержал отказ от введения углеродного налога, так как иначе электроэнергия подорожала бы на 11-25% в зависимости от категории потребителей, заявил заместитель генерального директора института Александр Григорьев.

По его словам, наибольшие потери от ввода углеродного сбора понесли бы отрасли - доноры российского бюджета - ТЭК и энергоемкие экспортно ориентированные, такие, как черная металлургия.

Линии электропередачи - Sputnik Латвия
Как Прибалтика будет жить без света из РФ: поставки только растут, сбивая цену

"Модельные расчеты показывают, что при ставке в 15 долларов за тонну CO2 объемы выплат для "Газпрома" составили бы около 90-120 миллиардов рублей в год, "Роснефти" - 45-58 миллиардов рублей в год, предприятий черной металлургии (Evraz, ММК, "Северсталь", НЛМК) - 83-107 миллиардов рублей в год. Дополнительный рост стоимости электроэнергии мог бы составить 11-25% в зависимости от категории потребителей", - отметил Григорьев.

Ранее Sputnik Латвия сообщал, что существующая система налогообложения позволяет российской электроэнергии успешно конкурировать на европейском рынке: отечественным компаниям-производителям не нужно платить квоты за выбросы СО2, тогда как в Европе компании обязаны это делать. В последнее время цена квот значительно увеличилась, что делает электроэнергию, произведенную "неэкологичным" путем, неконкурентоспособной, по сравнению с российской.

Такая ситуация, в частности, сделала неконкурентоспособными эстонские электростанции, работающие на сланцах. Эстонская сторона даже предлагала ввести пошлину на электроэнергию из России, поступающую на рынок стран Прибалтики, однако такие меры должны быть выработаны на уровне ЕС, пока такого решения нет.

ЕС на пути введения экологических пошлин

Вопрос введения дополнительных пошлин на продукцию зарубежных компаний, которая была произведена с высоким уровнем выброса парниковых газов, обсуждается в Евросоюзе уже некоторое время. По данным газеты Financial Times, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен выдвинула инициативу Border carbon adjustment (Пограничная корректировка выбросов углекислого газа), которая позволит компаниям ЕС "на равных конкурировать с международными компаниями в условиях борьбы с климатическими изменениями". Речь идет, прежде всего, "о защите деловых интересов перед лицом конкурентных угроз со стороны США и Китая".

Эта инициатива, как ожидается, станет составной частью широкой "зеленой программы" ЕК, которая включает реформу системы торговли квотами на углеродные выбросы и пересмотр Брюсселем директивы по налогам на энергоресурсы, которая рассматривается как несоответствующая целям ЕС в области климата.

Еврокомиссия в начале года представила концепцию перехода ЕС к экономике с нулевыми углеродными выбросами к 2050 году, однако пока нет конкретных расчетов, как именно она предполагает это сделать на практике.

По словам замглавы Еврокомиссии по вопросам евро и социального диалога Валдиса Домбровскиса, страны ЕС обсуждают несколько разных вариантов налогов в энергетике для перехода в дальнейшем к низкоуглеродной экономике.

"Это авиационный налог, решение вопроса дисбаланса налоговых ставок для разных видов энергопродуктов - бензина и дизельного топлива, налоговые инструменты, которые способствовали бы использованию возобновляемых источников энергии и повышению энергоэффективности. Кроме того, был вопрос минимальных ставок, которые не изменялись с 2003 года", - сказал Домбровскис.

Лента новостей
0