РИГА, 25 окт — Sputnik, Дмитрий Олейников. Сейм Латвии 24 октября утвердил Санту Пургайле в должности председателя Комиссии рынков финансов и капитала (КРФК). Дебаты по поводу назначения превратились в череду упреков, высказанных депутатами парламента в адрес латвийских коммерческих банков.
Заслуженно заработанное звание ближней Швейцарии банковская система Латвии потеряла уже давно и, видимо, окончательно. Избавившись от нерезидентов и их денег, коммерческие банки, по сути, отвернулись и от оставшихся клиентов. К области ненаучной фантастики можно отнести рассказы банкиров о том, как они работали в интересах клиентов в 90-е годы и помогали финансировать проекты и начинания в 2000-е. Сейчас банки (или большинство из них) окончательно стали на сторону государственных и надзорных инстанций. Опасаясь штрафов, они предпочитают лишний раз перестраховаться, выгнать любого клиента даже не по факту – за констатированные нарушения, а лишь на основании подозрений.
Одно дело, когда о нелояльности к клиентам говорят на улицах и в офисах предприятий, совсем другое – когда упреки звучат с трибуны парламента. На последних дебатах упреков прозвучало достаточно.
Система в состоянии стресса
Депутат Гатис Эглитис отметил, что, стремясь следовать рекомендациям Moneyval, надзорные инстанции и банки переходят из одной крайности в другую.
"Банковский сектор работает сейчас в обстановке огромного стресса и неопределенности, в связи с неясными правилами игры в области борьбы с отмыванием денег, - сказал Эглитис. - Можно сказать, что мы бросились в другую крайность: предприниматели ежедневно сталкиваются с необоснованными попытками перестраховки со стороны банков и государственных институций. Это, к сожалению, негативно влияет на реальную экономику. Кредитование – слабое и недостаточное. Инвестиционные проекты не двигаются или реализуются в соседних странах. Экспорт становится опасен и нежелателен, поскольку теперь сами предприниматели должны проводить дорогие и непонятные проверки своих клиентов – будь они из Китая, Уганды или с Украины".
Принятая в банковской среде Латвии практика "безоговорочного закрытия" счетов вредит не только международному бизнесу, но даже местным, латвийским, крестьянам.
"Я хочу сказать, до какого же абсурда мы дошли, если даже крестьяне не могут купить сельскохозяйственную землю в Латвии, потому что вдруг может оказаться, что муж владелицы земли может быть связан с чем-нибудь… Крестьянин, который честно работал, у которого все доходы – в Латвии, вдруг получает ответ от банка: "Если вы купите эту землю, вы сами попадете в наши черные списки", - возмущался депутат Армандс Краузе.
Депутат Рейнис Знотиньш привел данные о кредитовании, которое сокращалось на протяжении всего года: "Крупнейшие коммерческие банки перенацелили свою бизнес-модель с кредитования на зарабатывание денег с комиссий, за снятие наличных, например, и так далее. Это совершенно неприемлемо! Это не способствует экономическому развитию Латвии. За прошлый год портфель кредитов, выданных только домашним хозяйствам, сократился на 300 миллионов. Вдумайтесь, что это значит! Это значит, что банки не кредитуют, это значит, что недвижимость не развивается, что предпринимательская деятельность не развивается".
Эпоха "финансовой эмиграции"
Депутат Атис Леиньш рассказал собравшимся, что новый кандидат в руководители КРФК – уже третий по счету в его депутатской практике, а порядка так никто и не навел.
"Сейчас над нами дамокловым мечом висит заключение Moneyval. А все потому, что никто в тюрьме не сидел. Мы за это время отмыли 1 процент от всего мирового объема грязных денег. Это значительная сумма… Я еще не был избран, когда в КРФК работала Ирена Крумане. Она ушла, потому что не умела надзирать за банками. Она уже в тот момент поняла – что-то не в порядке, - рассказал Леиньш. - Я голосовал за Кристапса Закулиса. Я хорошо помню, что спросил у г-на Закулиса: "Вы приведете КРФК в порядок? Тогда мы отдадим голоса за вас". Отдали. И что потом? Случилось то, что он не привел в порядок, а мы постепенно поняли, что это было лобби. После пришел Петерс Путниньш, я долго смотрел в его глаза и спросил: "Г-н Путниньш, а чем вы будете лучше, чем г-н Закулис?" Но порядка так и не было…"
По мнению депутата Дидзиса Шмитса, дело, возможно, не в плохом руководстве КРФК, а в самом правительстве.
"Мы можем назначить кого угодно руководителем КРФК и верить, что все вопросы будут решены. Предприниматели говорят, что такая ситуация возникла не потому, что выбран хороший или плохой руководитель КРФК, а из-за безразличия со стороны правительства, которому все равно, что предпринимателям закрывают счета и что они вынуждены уводить бизнес из страны, - сказал Шмитс. - Они видят безразличие и с нашей стороны. И ни один хороший или плохой руководитель КРФК не решит эту проблему. Ее могут решить только правительство и политики".
"Если честно, я вообще не понимаю все эти прения о назначении главы КРФК, - сказал депутат Алдис Гобземс на заседании. - Потому что… зачем? У нас скоро вообще не будет, за кем надзирать, поскольку скоро у нас просто не будет финансовой системы. Наши латвийские предприятия сейчас эмигрируют в другие страны во все большем количестве. Люди каждый день сталкиваются с тем, что им по формальным причинам и без предупреждения закрывают счета, и они тоже эмигрируют в другие страны, чтобы открыть счет там. Так что, вряд ли назначение нового руководителя КРФК что-нибудь изменит, поскольку этот процесс – финансовой эмиграции из Латвии – уже набрал обороты".
Эксперты отмечают: системный кризис налицо. В борьбе с отмыванием денег не обошлось "без перегибов на местах". В лучшем случае. И то, что назначенная руководитель надзора Санта Пургайле проработала в коммерческом банке, возможно, дает надежду на то, что финансово-кредитные учреждения вновь повернутся лицом к клиентам. Хотя надежда эта весьма призрачная.