РИГА, 22 окт — Sputnik, Дмитрий Олейников. Министерство юстиции завершило работу над законопроектом об облегченной процедуре неплатежеспособности для физических лиц. Полезная, в целом, идея, эволюционирует по принципу: хотели как лучше, получилось – как всегда.
Начали за здравие…
Весной этого года в парламенте возобновилась активность по поводу вопроса кредитных долгов населения. Была опубликована удручающая статистика: по данным на конец 2018 года, в Латвии было 170 тысяч человек с долговыми обязательствами более 200 евро (то есть, примерно 10% всех жителей страны и порядка трети всех работающих). В компании по взысканию долгов переданы более 1,1 миллиона дел. Общая сумма просроченных задолженностей жителей Латвии составляет около 1 миллиарда евро. В большинстве своем, это – долги за услуги (коммунальные, электроэнергия, телекоммуникации), а также задолженности перед компаниями небанковского кредитования.
Оппозиционный ныне Союз зеленых и крестьян разработал законопроект, который предусматривал фактическое "списание" долгов у заемщиков с долгами в размере от 2000 до 5000 евро. В настоящий момент процедуру банкротства физического лица могут пройти те, у кого долг превышает 5000 евро. Но, во-первых, закон требует наличия постоянной хотя бы минимальной официальной зарплаты, во-вторых процедура неплатежеспособности требует расходов - около 1000 евро.
"Облегченная" программа предполагала, что люди смогут оформить документы неплатежеспособности у нотариуса, существенно сократить издержки на процесс администрации и трудозатраты на сбор справок из различных инстанций, которые требуются для подачи в суд.
Как и следовало ожидать, коалиция в Сейме не поддержала этот законопроект просто на том основании, что он был подан оппозицией. Но депутаты СЗК объявили, что будут подавать его на каждом заседании парламента, пока его "не возьмут в работу".
Так и случилось. После очередного отклонения в Сейме, проект передали министерству юстиции.
Закончили за упокой
На прошедшей дискуссии по проекту ускоренной неплатежеспособности чиновники Минюста озвучили основные положения законопроекта, разработанного ведомством. Этот проект сейчас передан на рассмотрение социальных партнеров, а оттуда пойдет в Сейм.
Как пояснил руководитель бюро министра юстиции Андис Букшс, законопроект коснется лиц с суммой долгов от 2000 до 5000 евро (хотя, нижнюю планку можно опустить и до 1000 евро), с действующим или бывшим статусом малообеспеченных или нуждающихся. Люди, претендующие на ускоренную процедуру неплатежеспособности, должны будут в процессе погашения долгов выплатить порядка 10-15% суммы долга. Те, кто заявит о начале процедуры, но не выполнит все требования, лишается права на повторную "ускоренную" процедуру на ближайшие 10 лет.
И Ассоциация финансовой отрасли Латвии (банки), и Ассоциация небанковских кредиторов (компании "быстрых кредитов") поддерживают законопроект в нынешней редакции.
"Ассоциация небанковских кредиторов вместе с Ассоциацией коммерческих банков, как мы назывались в то время, подписались под поддержкой проекта. Так что логично, что обе ассоциации поддерживают то, что ранее было закреплено "на бумаге". Причина, по которой ассоциации не возражают – кредитные портфели, по большей части, цедированы. Это стандартная процедура освобождения кредитных портфелей от нереструктурированных задолженностей", - сказал представитель Ассоциации финансовой отрасли Эдгарс Пастарс.
То есть, кредиторы – банки и "быстрые кредиты" - очищают свои портфели от просроченных задолженностей, продавая их компаниям по взысканию долгов - коллекторам.
О подводных камнях
Руководитель Ассоциации заемщиков Латвии Янис Аболиньш, комментируя содержание законопроекта, отметил несколько пунктов, которые требуют доработки. И ключевой "скрытый камень" - это то, что "ускоренная" процедура касается только кредиторов, которые зарегистрированы в Латвии. То есть, долги перед иностранными компаниями в ходе "ускоренной" процедуры погашены не будут. По крайней мере, так определено в нынешней редакции законопроекта.
Поэтому ни банки, ни "быстрые кредиты" не возражают против массовой кредитной "амнистии" - она их, по-сути, не коснется. Подавляющее большинство компаний по взысканию долгов с жителей Латвии – это дочерние структуры международных предприятий или просто зарегистрированы в Эстонии, Финляндии или Литве. Большинство долгов – именно перед ними. То есть, будь принят закон прямо сейчас, после "ускоренной" процедуры, человек рискует получить всю ту же претензию от "Кредитреформы" или подобных предприятий и вновь погрузиться в долги. Да и среди банков и компаний по "быстрым кредитам" - 100-процентый резидент Латвии – явление нечастое.
И все же, в Ассоциации заемщиков поддерживают этот законопроект. Хотя бы потому, что, как минимум, начнется обсуждение. Чтобы в ходе дискуссий пытаться вернуть законопроект в пригодное для заемщиков русло.
Социальные последствия
Массовое сползание населения в долги имеет еще несколько последствий. Во-первых, даже сами банки понимают, что растущий объем выдаваемых "быстрых кредитов" своими завышенными процентными ставками убивает (иногда и в прямом смысле слова) их потенциальных клиентов. Давать кредиты уже попросту некому.
Во-вторых, существует прямая зависимость между непогашенными долговыми обязательствами (а даже на дискуссии признали, что значительная часть таких долгов появляются вследствие нищеты – люди вынуждены одалживать деньги на еду и отказывать от уплаты квартплаты) и "зарплатами в конвертах". Для человека с минимальными доходами отдавать судебному исполнителю треть от своих доходов – щедрость, не совместимая с жизнью. Поэтому, десятки и сотни тысяч жителей страны вынуждены искать работу с неофициальной зарплатой, которую не взыскать по решению суда. А государство – недополучает налоги.