Вашингтон два десятилетия поддерживает Ригу в рамках программ военной помощи (это сотни миллионов долларов). Поэтому Латвия, как и другие страны Балтии, научилась неплохо зарабатывать на "российской угрозе", ловко прикрывая финансовые махинации в этом странном бизнесе "государственной тайной". И все же случаются осечки.
После протестов компаний из ЮАР и США, проигравших тендер, Бюро по надзору за закупками не разрешило Министерству обороны Латвии заключить контракт на приобретение бронемашин GTP 4x4 финской компании Sisu Auto. В начале 2019 года результаты тендера отменили. Полагаю, "откаты" кому-то пришлось "закатывать" обратно.
И вот латвийское военное ведомство решило организовать новый конкурс на поставку легких и средних тактических бронемашин с колесной формулой 4х4, ведь "обеспечение мобильности подразделений вооруженных сил по-прежнему имеет решающее значение для укрепления боевого потенциала".
Сегодня в очереди – более 10 компаний, готовых заключить контракт. Причем стоимость его "не будет зафиксирована на уровне контракта с финской Sisu Auto". Бюджет позволяет. США и НАТО не жалеют денег для "Прибалтийского фронта".
В латвийской истории милитаризации странно все: несоразмерность количества легких бронемашин компактной армии (при полном отсутствии танков), цены с шестью нулями за один четырехколесный аппарат (до 2 миллионов долларов с учетом обучения и сервиса), непрозрачные схемы, пестрый состав существующего парка техники. Не говоря уже об отсутствии в регионе военных угроз.
Все для фронта
По данным мирового рейтинга военной мощи Global Firepower, латвийская армия имеет на вооружении три сотни боевых бронированных машин (Armored Fighting Vehicles). Пожалуй, этого количества более чем достаточно для 5500 действующих военнослужащих. Однако парк постоянно растет, возможно, с учетом перспективных потребностей иностранного экспедиционного корпуса.
Ранее латвийская армия получила боевые транспортные средства Sportsman Big Boss и MRZR-2 производства американской компании Polaris Government & Defense.
Изначально планировалось приобрести 130 вездеходов Polaris различных типов, общей стоимостью около 7 миллионов евро (15 % из бюджета Латвии, а остальное – помощь правительства США). "Поларисы" широко использовались войсками НАТО в афганских миссиях, и все же трудно назвать боевыми эти экзотические багги и шестиколесные мотоциклы, созданные без учета суровых зим на севере Европы.
Сотни закупаемых машин, вроде бы, предназначены для замены устаревшей техники. Однако известно, что Латвия заключила контракт на поставку из Великобритании 123 бронемашин, бывших в употреблении и с большим расходом ресурса. А сумма контракта за пару лет выросла с 47 миллионов до 250 миллионов евро.
Заметим, ранее такую сумму Рига намеревалась потратить на механизацию целой пехотной бригады. Кстати, министр обороны Латвии Артис Пабрикс предложил соседним государствам устроить совместные закупки бронетехники. Свежо, неординарно, и не найти концов.
Актуальный выбор
Обжегшись на финских броневиках, Рига проявляет осторожность. Государственный секретарь Министерства обороны Латвии Янис Гарисонс заявил, что правительство вряд ли выберет победителя конкурса в ближайшее время.
Сначала пройдут испытания предложенной техники, будут рассмотрены предложения о промышленном сотрудничестве, включая обслуживание бронемашин на территории страны, "чтобы избежать рисков в случае военного конфликта". И все же, если бы не "человеческий фактор", вполне современный финский бронеавтомобиль SISU GTP нормально служил бы в латвийской армии – с первого тендера.
Шестиметровый внедорожник массой 14 тонн оснащен шестицилиндровым дизельным двигателем с автоматической коробкой передач. Бронеавтомобиль имеет высокую маневренность, развивает скорость свыше 100 км/час. Модульная конструкция позволяет за счет использования дополнительного комплекта бронеплит или сменных компонентов адаптировать машину к широкому спектру задач. SISU GTP вмещает до 16 военнослужащих с вооружением.
Бронеавтомобили 4×4 (легкие бронетранспортеры и разведывательные машины с противоминной защитой) имеют на поле боя свою нишу, и востребованы в войсках разных стран. Продажи легких бронемашин постоянно растут – на планете за три года реализовано 3400 ББМ на сумму почти 2 миллиарда долларов. При этом первое место в рейтинге поставщиков новых ББМ за 2010 – 2017 годы принадлежит России - продано 1206 машин на сумму 1,5 миллиарда долларов.
Ежегодный мировой спрос сохраняется на уровне более 1000 машин. Понятно желание стран Балтии не отстать от соседей и старших партнеров.
Латвия, Эстония и Финляндия пошли на технологический прорыв, и заявили о намерении совместно разработать наземный беспилотный комплекс для поддержки солдат на поле боя. Финансирование – за счет Европейского оборонного фонда. Главное, чтобы в этом проекте возобладали здравый смысл, инженерный подход, а не привычное "освоение" бюджета.