РИГА, 11 окт — Sputnik, Дмитрий Олейников. Вопрос о вынесении недоверия министру образования и науки Латвии Илге Шуплинске вызвал бурные дебаты. Министру припомнили все, включая "грехи" 30-летней давности. Отставка не состоялась, но по правительственной коалиции был нанесен еще один, весьма серьезный, удар.
Расстановка сил
Инициатором вынесения недоверия стала оппозиционная ныне партия "Союз зеленых и крестьян" (СЗК). В том, что идею поддержат все депутаты от оппозиции, можно было не сомневаться. Как и в том, что отставка не состоится. Правительственная коалиция не позволит омрачить самый торжественный период в году – время принятия бюджета.
Накануне министр пережила немало неприятных моментов. Сначала – демонстрация против перевода школ нацменьшинств на латышский язык обучения, затем – встреча с профсоюзом работников образования и науки, где министру был задан конкретный вопрос: откуда ждать денег на обещанное увеличение зарплат?
Ну и наконец, дебаты в парламенте.
Слово "подсудимой"
По протоколу, после краткого оглашения "грехов" министра и причин для ее снятия с поста слово было дано Илге Шуплинске. Свою речь она начала выпадом в адрес СЗК, на который возложила ответственность за наследие в виде плохого бюджета. Упомянула Карлиса Шадурскиса, предыдущего министра образования, который и начал те самые реформы, которые ей приходится продолжать.
Вот что Илга Шуплинска сказала о своем взгляде на цель реформ: "Мое видение очень простое – чтобы в садик, школу и вуз ученик, студент и дошкольник, маленький гражданин, шел с радостью, чувствовал мотивацию, возможности для раскрытия своих способностей и своих талантов. Здесь важным игроком является и педагог. И меня по-настоящему заботит то, чтобы благодушие педагогов росло. Но оно не может расти только за счет других".
Министр имеет в виду как желание самих педагогов поддерживать реформы и самообразовываться, так и доступность финансов в отрасли. А "наследие", как уже было сказано, досталось тяжелое.
"По поводу переговоров о бюджете хотелось бы отметить еще один факт, который меня шокировал. Мы столкнулись со среднесрочным планированием дополнительных доходов бюджета в размере 500 миллионов евро. И для меня сюрпризом было то, что среди этих 500 миллионов я не разглядела названия трех министерств – здравоохранения, культуры и образования и науки. На образование и науку было выделено четыре миллиона евро, на Праздник песни. Такое вот понимание у предыдущего правительства приоритетов в образовании", - отметила Шуплинска.
Казалось бы, денег в масштабе всего бюджета в Латвии на образование выделяется достаточно, но что-то мешает.
"Опубликованный в 2019 году отчет Евросоюза свидетельствует о том, что на образование и обучение в Латвии выделялось 5,8% от ВВП. В среднем по Евросоюзу – 4,6% от ВВП, что означает, что та пропорция, которую мы отводим образованию, весьма большая. Вопрос: насколько она эффективна?" - сказала Шуплинска.
В речи министра нашлось место и для реформы в школах нацменьшинств. Правда, совсем немного места. "…Затем – заседание консультативного совета по образованию нацменьшинств, которое связано с одной очень важной реформой, а именно – с укреплением роли государственного языка в образовании национальных меньшинств. И как бы это не было сюрпризом, мы очень быстро договорились по всем проблемным вопросам, которые этот совет может решить…
Те решения, которые мы пытались найти на совете по нацменьшинствам, связаны, главным образом, с двумя вопросами. Первый – педагоги. Как создать систему, в которой каждый педагог сможет найти возможность улучшения своих индивидуальных способностей? Второй вопрос связан с интерактивными и современными средствами обучения и на латышском языке, которых остро не хватает в школах нацменьшинств", - рассказала министр образования.
Учитывая состав консультативного совета, в речи министра не было ничего удивительного.
Конечно, не обошли вниманием вопрос о недавнем (и неудачном) отстранении от должности ректора Латвийского университета. Но министр дала понять - в деле о снятии ректора она от своих убеждений не отступится.
"Этот вопрос – не утверждать в должности г-на Муйжниекса как лектора ЛУ – никогда не был бы поднят на заседании кабинета министров, будь у нас хоть малейшие сомнения в том, что в ходе его выборов не были констатированы нарушения", - заявила Шуплинска.
О Карлсоне и качестве образования
"Обвинителями" Шуплински на заседании стали многие депутаты Сейма.
Депутат от "Согласия" Иварс Зариньш напомнил, насколько важен хороший учитель в процессе образования.
"Все вы в детстве читали книжку про Карлсона, может быть, смотрели мультфильм. Я когда читал, задавался вопросом – какой величины должен быть моторчик у Карлсона, чтобы он смог взлететь? Когда я начал изучать физику, мне было интересно самому рассчитать мощность этого мотора. Мне повезло, потому что у меня была отличная школа. Екабпилсская 1-я средняя школа, теперь – Екабпилсская гимназия. У меня были великолепные учителя, просто замечательный учитель физики. Мы все поступили в высшие школы. Почему я все это говорю г-же Шуплинске? Я хочу сказать, насколько важен фактор учителя. Это вопрос существования нашей нации, вопрос выживания, я не преувеличиваю. Я хочу сфокусировать внимание министра на зарплатах учителей. Эти 9 миллионов, которые вам надо найти, – если мы не найдем их, то все эти ваши красивые рассказы о творческих образованных людях – все будет впустую. Поскольку учителей не будет", - заявил депутат.
Комсомольское прошлое министра
Армандс Краузе (Союз зеленых и крестьян) напомнил об участии Шуплински в исторических для Латвии событиях.
"В 80-е годы я со своими однокурсниками из техникума ставил свечи к памятнику Свободы, это был 1987 год. Нас тогда ловила милиция. Мы боролись за независимость и рисковали. Я понимал, что если меня поймают, то выгонят из техникума, и уже ни в один вуз до восстановления независимости я уж точно не поступлю…
А чем занималась тогда г-жа Шуплинска? А она была убежденной комсомолкой, секретарем первичной ячейки Коммунистического союза молодежи им. Ленина, и писала статью. Я процитирую: "Возвращаясь к событиям 23 августа в Риге у памятника Свободы, мы, школьники 11-го класса Дагдской средней школы, не допустим в свои ряды националистически настроенных людей, которых спровоцировали организаторы митинга".
Как это?! Я, получается, был настроен "националистически"? А вы как были настроены, г-жа Шуплинска? Коммунистически? Я ходил к памятнику Свободы, а она – вот это писала?! И этот человек теперь, в 2019-м году, является министром образования и науки?!" - возмущался Краузе.
К вопросу о русских школах
Николай Кабанов, депутат от "Согласия", поднял тему поведения министра в отношении реформы в школах национальных меньшинств.
"В сентябре я и мои коллеги из фракции "Согласие" направили в министерство образования и науки вопросы о реформе школ нацменьшинств. Мы спросили, какие школы с билингвальными программами посетила лично Илга Шуплинска. Выяснилось, что она побывала только в одной Валмиерской школе, которая уже перешла на латышский язык обучения, а также в польской школе в Даугавпилсе, где этот процесс проходит успешно… Самое большое количество школ нацменьшинств находится прямо здесь, в Риге, но в них министр не зашла. Очевидно, она боится?
Еще один свежий пример, когда г-жа Шуплинска игнорирует нормы гражданского общества. Как известно, при министерстве образования и науки создан консультативный совет по образованию нацменьшинств. Но в эту организацию включен только один представитель русского общества, хотя многие активисты, которые годами интересовались вопросами образования, всю последнюю неделю отправляли электронные и бумажные заявления в министерство, отсылали рекомендации от общественных организаций, чтобы принять участие в заседании. Ответом было полное молчание. Такова тактика министра. Ей выгодно держать в совете людей, которыми легко манипулировать, – гиперлояльных директоров школ, которые зависят от бюджетных дотаций, фальшивых представителей национальных меньшинств, не представляющих фактически большие общества, а в лучшем случае – 5% от числа национальных меньшинств Латвии.
В 20-х и 30-х годах 20-го столетия в независимой Латвии существовало управление по делам национальных меньшинств при министерстве образования, которое возглавлял уважаемый профессор Иван Юпатов. Сегодня в Латвии есть много профессионалов в сфере образования из числа национальных меньшинств, но, к сожалению, Илга Шуплинска, не приближает к себе настоящих работников, поскольку на их фоне станет заметна ее серость", - упрекнул Шуплинску депутат.
Кто заплатит за ужин?
Дана Рейзниеце-Озола, депутат Союза зеленых и крестьян, начала свое выступление с анекдота, а закончила призывом к Шуплинске быть ответственнее.
"Когда я слышу разговоры про деньги, мне вспоминается один анекдот, который был распространен после финансового кризиса 2008-2009 годов: "Приходят грек и итальянец в ресторан, съедают дорогое блюдо, а когда им выписывают счет, они говорят: "Не, это не нам! Счет пусть оплатит вот тот парень, немец, который сидит за дальним столиком!"
Вот так и наше новое правительство, и вы, г-жа министр, уже почти второй год подряд рассказываете о том, что вам не дают работать. Вы все время хотите, чтобы ваши счета Кучинскис (глава предыдущего правительства – ред.) оплачивал. Г-жа министр, сегодня вы идете в ресторан, и только вам надо помнить о том, чтобы взять кошелек, и заработать денег... Ну, если, конечно, вы не рассчитываете просто сбежать после ужина", - заявила Рейзниеце-Озола.
Депутат Юлия Степаненко раскритиковала Шуплинску за то, что та противопоставляет себя учителям.
"Г-жа Шуплинска, ваша отрасль не должна быть разделена баррикадами, где на одной стороне – педагоги, а на второй – вы. Вы точно не являетесь адвокатом учителей. Вы, скорее, как злая мачеха, которая ругает учителей за критику в соцсетях в ваш адрес и придумывает оправдания за невыполненные обещания повысить зарплаты. Почему мы ни разу за месяц не слышали об ультиматуме Шуплински в адрес правительства? Мы не слышали, чтобы г-жа Шуплинска потребовала бы у г-на Кариньша решить вопрос с зарплатами учителей!" - сказала депутат.
А другой независимый депутат, Алдис Гобземс, был еще более прямым и без обиняков заявил, что Шуплинска никому не нравится.
"Г-жа министр! Горькая правда состоит в том, что вы не нравитесь ни учителям, ни школьникам, ни обществу, ни журналистам! Вы нравитесь только своей партии, потому что поддерживаете строительство тюрьмы. Я не уверен, что вы читали Виктора Гюго, но если да, то вспомните его цитату: "Кто открывает школы, тот закрывает тюрьмы", - сказал Гобземс.
Дело к кризису правительства?
По словам депутата Регины Лочмеле-Луневой, во время дебатов прозвучала мысль, что это "первый очень серьезный звонок для правящей коалиции, что именно Шуплинска становится ключом к отставке всего кабмина". Депутат предположила, что министр уйдет в отставку вместе со всем правительством, и это только вопрос времени.
После голосования по поводу отставки Шуплински (депутаты правящей коалиции сохранили ее на своем посту), председатель фракции "Согласия" Янис Урбанович дал следующий комментарий: "Коалиция держится как в крепости, отбивается, пытаясь скрыть междоусобицу, которая у них там творится. Все это чувствуют, поэтому и появился от СЗК такой вот "импульс раскачки" коалиционной "дружбы". Там понимают, что министр очень непопулярна в обществе, она не демонстрирует желания сотрудничать с людьми, прорабами этой отрасли. Поэтому СЗК обратил на это внимание, чтобы таким образом вытеснить Новую консервативную партию из правительства и занять ее место".
Шуплинска свой пост сохранила, но вопросы, поднятые в ходе дебатов, никто не отменяет. Проблем в образовании в Латвии действительно много. Как и во многих других отраслях.