РИГА, 7 окт — Sputnik. Сотрудники СГД на днях в Риге закрыли очередную нелегальную заправку, на которой торговали дизельным топливом российского происхождения. Это уже третий случай за последнее время. Что очевидно: спрос на контрабандное топливо есть, так как оно заметно дешевле легального, пишет bb.lv.
Несмотря на риски, сокращения этого теневого бизнеса не предвидится — с нового года повысят акцизы, а значит, цены на официальных заправках вырастут еще больше.
Изъяты 800 литров и топливный насос
Нелегальные заправки не новость для Латвии — каждый месяц полиция или СГД сообщают о новых нарушителях. Но с наступлением осени начался традиционный период деловой активности во всех сферах — в теневой тоже.
Одно из последних задержаний: сотрудники Управления налоговой и таможенной полиции Службы госдоходов в сентябре, обследуя территорию в Риге, обнаружили место нелегальной торговли российским топливом. Как оказалось, топливо сливают из зарегистрированного в РФ грузовика Volvo. Рядом стоял грузовой фургон Volkswagen с латвийскими номерами — в нем находились резервуары, в которые перекачивался дизель.
По статье 169.3 Кодекса административных нарушений начато два дела. Изъяты две пластмассовые емкости, примерно 800 литров дизельного топлива, топливный насос, трубки и другие вещественные доказательства, а также оба транспортных средства.
Торговцев брали со спецназом
В середине сентября и Госполиция обнаружила нелегальную заправку в Даугавпилсе. Санкционированный обыск был проведен в рамках начатого ранее уголовного процесса.
В ходе обыска полиция изъяла 4230 литров дизельного топлива неизвестного происхождения, насосы, счетчики, пистолеты для заправки. В рамках следствия задержан один из возможных соучастников преступной группы, занимающейся нелегальной торговлей топлива.
Чуть раньше, в последние дни августа, очередных нелегальных торговцев брали со спецназом. Заправка располагалась на территории промышленного объекта. И, учитывая охрану, к операции были привлечены бойцы антитеррористического батальона Omega и батальона спецназа полиции. В задержании участвовали также сотрудники управления Криминальной полиции Рижского региона.
Всего было изъято около 2 тысяч литров горючего, пять насосов и автомобиль, задержан и предполагаемый владелец.
Грядет бум "топливного туризма"
Летом Латвийская ассоциация торговцев топливом обнародовала свое обращение к премьеру Кришьянису Кариньшу, министру финансов Янису Рейрсу и в комиссию Сейма по бюджету и финансам. Торговцы призывали отложить повышение акцизного налога, которое планируется с 1 января 2020 года. Дизель станет дороже на пять центов за литр, бензин — чуть более чем на четыре цента.
В последний раз акциз на топливо правительство повышало 1 января 2018 года, запустив одновременно налоговую реформу. По карману автовладельцев был нанесен серьезный удар, из–за чего многие водители поменяли свои привычки. В том числе стали практиковать "топливный туризм" в соседнюю Литву.
С момента прошлого повышения цен значительно замедлился рост объема реализации нефтепродуктов. Если в 2017 году прирост составлял 5,17%, то в 2018 году он был 1,19%. В грузоперевозках многие фирмы уже сейчас практически полностью переориентировались на заправку в Литве, где цены ниже. Там и прирост реализации бензина за год составил 5,9%, а дизельного топлива — 6,21%.
"Мы можем отметить, что в Латвии потребление увеличивается только на неполный процент, а в Литве по всем видам топлива — на 5-6 процентов. Это говорит о том, что часть топлива, которое должно было быть куплено в Латвии, приобретается в Литве", — заявил председатель правления Ассоциации торговцев топливом Оярс Карчевскис.
По прогнозам экспертов, повышение акциза в 2020 году и последующий отток клиентов латвийских заправок в соседние регионы могут привести к тому, что государство недополучит акцизный налог в запланированном объеме.
У повышения акциза есть и другие отрицательные последствия, отмечает экономист Янис Приеде, — любые услуги, которые связаны с транспортировкой, подорожают.
"Если я вижу, что с 1 января акциз вырастет, то я пересаживаюсь на общественный транспорт или на велосипед. И, возможно, это часть политики по защите среды, чтобы страна стала более "зеленой". С бизнесом иначе — он не может быстро приспособиться и перейти, например, на электротранспорт. То есть рано или поздно этот рост отразится и на цене конечного продукта", — отметил Приеде.
Кроме того, Минэкономики уже готовит новые изменения, чтобы сделать Латвию еще зеленее. За выбросы СО2 должен платить тот, кто их производит, — как и сколько, пока неясно. Но, по словам министра, это общая политика ЕС. Уже в следующем году доля возобновляемых энергоресурсов в общем потреблении топлива должна составить 10%. Таковы требования Еврокомиссии.
Сравниваем цены
На минувшей неделе в Таллине и Вильнюсе росли цены на дизельное топливо, в Риге его цена не менялась.
Выше всего цены на дизель и бензин на прошедшей рабочей неделе были в Таллине, самые низкие — в Вильнюсе.
В Риге на этой неделе цены топлива на АЗС Circle K сохранились на прежнем уровне: бензин 95–й марки стоил 1,294 евро за литр, дизельное топливо — 1,244 евро за литр.
В Вильнюсе цена 95–го бензина снизилась на 0,3% — до 1,146 евро за литр, дизельное топливо подорожало на 0,2% — до 1,085 евро за литр.
В Таллине бензин 95–й марки подорожал на 2,8% — до 1,356 евро за литр, дизельное топливо также стало дороже на 2,8% — до 1,346 евро за литр.
Цена автогаза на этой неделе в Риге и Таллине не изменилась и составила соответственно 0,565 и 0,629 евро за литр, а в Вильнюсе снизилась на 3,6% — до 0,477 евро за литр.