РИГА, 24 мая — Sputnik. Расходы латвийцев на топливо будут только расти – с нового года увеличились акцизы, также наблюдается рост мировых цен на нефть и, как следствие, бензина и дизеля, заявил президент Латвийской ассоциации торговцев топливом Оярс Карчевскис в эфире программы "Домская площадь" LR4.
"Начался рост мировых цен. Они, по сравнению с прошлым годом, выросли на 26% в соответствующем периоде. Наши расходы на топливо будут повышаться", — подчеркнул Карчевскис.
На цене топлива сказался и рост акциза — в результате потребление растет медленнее, чем планировалось. С 1 января налог на бензин, не содержащий свинец, повысился на 7,8% — с 436 до 470 евро за 1 тысячу литров, на бензин, содержащий свинец, на 24% — с 455,3 до 564 евро за 1 тысячу литров. Акциз на дизтопливо с 2018 года увеличился на 11% — с 341 до 378 евро за 1 тысячу литров, на сжиженный нефтегаз — на 12%, с 206 до 231 евро за 1 тысячу литров.
"В целом — если у нас каждый год было повышение объемов на 5-6%, то сейчас первые три месяца — только 2-2,5%. Мы потеряли 3-4% роста объема… В акцизном сборе, я считаю, 16 миллионов (евро — ред.) мы потеряли", — добавил Карчевскис. По его мнению, государству не удастся собрать запланированную сумму налога: "Там заложено, что будет ежегодный рост потребления, но такого, очевидно, не будет".
Глава ассоциации также рассказал, какие потребители перестали заправляться.
"Потеряли и наших, которые, если есть возможность, заправляются в Литве. И самое главное — транзитные автомобили, которые из Эстонии, где действительно высокий акциз — на 10 центов выше. Они сейчас заправляются в Литве и Польше…" — сказал глава ассоциации.
Ранее глава Союза торговцев и производителей топлива Сергей Семенов рассказал, что по итогам первых месяцев текущего года оборот приграничных заправок упал на 20-30% — при текущих ценах на горючее Латвии сложно выдерживать конкуренцию с Литвой, Беларусью и Польшей.
По словам Карчевскиса, при резком удорожании топлива происходит спад потребления — на несколько недель или месяцев. Но горючее все равно требуется, поэтому это кратковременное явление.
Карчевскис также рассказал, что сокращается доля нелегального топлива.
"Одна из причин — меньше движения транспорта в восточном направлении, в Беларусь, Россию, Казахстан. Из-за этого меньше можно привозить в баках горючее и продавать здесь", — пояснил он.
По мнению Карчевскиса, в ближайшее время в Латвии останется 6-8 конкурентоспособных топливозаправочных сетей.
"Это неизбежно, потому что мы на глобальном рынке — и поощряется, чтобы все было глобальное. Если бы поощрялось, чтобы было разделение — децентрализация всего этого, то тогда, наверное, было бы иначе", — заключил эксперт.