Такой девочки в Латвии нет, но ее очень хотелось бы видеть и слышать. Ей бы гордились, когда она появилась бы на обложке журнала Time и вошла бы в список 100 самых влиятельных людей мира. Она говорила бы нам только то, о чем политики и обыватели боятся даже думать. Обращение школьницы с синдромом Аспергера, определяющим категоричность и принцип максимальной честности, в Латвии не касалось бы только "зеленых" проблем – прославление нацизма и ксенофобия намного опаснее.
Назло "большевикам и красным евреям"
На днях министр обороны Атис Пабрикс назвал латвийских легионеров Waffen SS "гордостью страны и латышского народа", удивив этим даже лоялистов гитлеровской "оси". Конечно, многие латыши не считают героями жертв германской оккупации, которые в основном поневоле присягали фюреру, оккупировавшему Латвию. Герои не носят чужую форму мышиного цвета и не едут с маузеровскими винтовками воевать на восток за Великую Германию.
Вы говорите, гордость всего народа? Пабрикс вошел в историю автором этой убогой фразы. История латвийского коллаборационизма – это кровавая и полная трагедий драма, гордиться в ней нечем.
И послание правдивой девочки, обращенное к политикам и обществу, в Латвии звучало бы точно так же, как недавние слова Тунберг с трибуны ООН в Нью-Йорке: "Вы не оправдываете наших ожиданий. Вы, со своими пустыми словами, украли мое детство и мои мечты! И все, что вас волнует, — это деньги и сказки об экономическом росте. Как вы смеете!"
Как сметь говорить о "героях" СС, которые присягнули человеконенавистнику Гитлеру, и евреи Латвии, почти 72 тысячи, были уничтожены полицейскими из местных шуцманбатальонов, которые в 1943 году переоделись в новую форму легионеров? Как вы смеете говорить, что это "гордость латышского народа", если карательные полицейские батальоны из Латвии жгли деревни и убивали людей в Псковской, Новгородской, Витебской волостях, участвовали в геноциде мирного населения на оккупированной территории Украины?
В Латвии своя форма ксенофобии
Министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс встал на защиту бывшего легионера Waffen SS Висвалидиса Лациса – против которого в России был начат уголовный процесс. Лацис переиздал в Риге книгу "Латышский легион в свете истины". Бывший легионер и депутат парламента одобрил и поддержал в ней карательные операции СС на оккупированных Германией в период Второй мировой войны территориях Белорусской ССР, Псковской, Ленинградской и Новгородской областей.
Ринкевичс оговорился, что он не согласен с позицией автора, но защитил его.
В политической традиции Латвии вообще развит удобный протекционизм со стороны государства и политиков различных меньшинств, как экс-легионеров Wafffen SS и ЛГБТ.
Русские Латвии тоже миноритарии – но ни разу за 28 лет политическая коалиция не поддержала их. Непонятно: русские выбраны на место жертв ксенофобии, почему они молчат? А просто – привыкли.
Что бы сказала Тунберг латышским политикам? "Вы ненавидите людей, вы – ксенофобы. Вы записали треть населения во враги государства? Вы смеете говорить, что вы справедливы? Чем отличаетесь вы от Пол Пота – тем, что не убиваете людей сразу, а позволяете им страдать, мучиться или в лучшем случае эмигрировать?"
В Латвии школьница-не-лгущая-никогда не повторялась бы об избыточном потреблении и экономике нефти, как в ООН, – вместо углеводородов в Латвии успешно качают высокодоходные налоги. В Латвии вообще не в тренде "зеленая" активность, вопросы экологии для экономически и социально слабоватой республики мало актуальны.
Вместо экопроблем в латвийской среде – ксенофобия, в том числе пропаганда русофобии. Это законно и поддерживается на государственном уровне даже самыми либеральными политическими партиями: объединение "Для развития/За!" поддерживает гендерное равенство, но категорически против равенства национального. В Лиепае русской школе отказали в праве носить имя Пушкина – а представьте, что в Валлонии запретят школе называться в честь Шарля де Костера?
И конечно, ретрансляторы из Сейма и правительства поддерживают образ "кремлеврага", который нападет на НАТО, если снова не увеличить оборонный бюджет. Но вопросы развития оружейного бизнеса выглядят хотя бы логично по сравнению с ксенофобией – абсолютно иррациональной, жестокой политикой.
Идеологический образ врага – русского, Путина, Линдермана, Жданок и хоть блогера Бартецкого – стратегически необходим государству для развития и масштабирования глобальных проектов. Ксенофобия в этом случае важная составляющая. В коллективном разуме государства эта древняя первобытная фобия, как сказала бы школьница Тунберг, ужасна. А еще хуже, что дискриминация удобна и прибыльна.
Занявший место Пабрикса среди депутатов Европарламента Нил Ушаков уже проголосовал за резолюцию, уравнивающую Сталина и Гитлера. Еще немного, и этот социал-демократ от Латвии заявит в интервью, что Латвии нужно увеличить расходы на оборону в связи с планируемым нападением России на страны НАТО, включая в первую очередь демократические республики Балтии и Польшу.
Национализм проник в душу Латвии словно метастазы в органы больного в четвертой стадии рака. Гордиться этим – как гордиться тем, что ты сжег партизанскую деревню и повесил ее жителей.
Политика без честного синдрома
Самое страшное – то, что демократическое рыночное общество, за 30 лет развившееся в Латвии, привыкло реагировать на факты ксенофобии нейтрально и даже с одобрением. Закрыли русскую школу - нормально, оптимизация. Запретили образование на русском в вузах - так это же по закону. Взялись за детские сады - так лучше для детей. Это психология слепой толпы: когда рядом начинают кричать "Зиг хайль", все кричат вместе. В чем величие народа? В том, что 1941 году вместе жгли синагоги, теперь – пора сжечь русское образование?
Латвийская Грета Тюнберг сказала бы в адрес продажных латвийских политиков, что у нее украдено детство. Детство, в котором запрещают образование на родном языке в школах и начинают "вдалбливать" чужой язык, начиная с детсада. В этом детстве даже взрослые меняются и подстраиваются под таких как Пабрикс.
Тюнберг была бы очень разочарована Латвией, если бы знала о ней хоть что-то или могла показать на карте мира. Быть коллаборационистом – ваше сытное и комфортное занятие, и это – самое отвратительное в вас, господа, сказала бы принципиальная шведская девочка, не умеющая лгать.
Жаль, такой девочки в Латвии нет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.