РИГА, 7 сен — Sputnik, Евгений Лешковский. Один из лидеров христианского мира Латвии Алексий Жилко, наставник и председатель Совета 1-й Даугавпилсской (Новостроенской) общины староверцев, считает, что "за русскими школами – церковь и вера".
Алексий Николаевич не только в Даугавпилсе, но и в целом в Латвии, человек действительно глубокоуважаемый как среди общин староверцев, так и представителей других конфессий.
Он родился в потомственной староверческой семье, воспитывался без отца, который в конце войны пропал без вести. Вся жизнь Алексия Жилко прошла в служении - не отступал от веры предков ни на шаг с самого детства, когда, еще занимаясь в школе, стал обучаться церковно-славянскому чтению и знаменному пению.
Сейчас к нему приходят за советом, за благословением, просто за добрым словом не только жители Даугавпилса или Латгалии, а со всей Латвии и даже больше: в храм, где служит отец Алексий Жилко, приезжают эмигранты-староверцы из самых разных стран, чтобы крестить детей, да или просто побыть рядом с ним некоторое время на службе.
Слово церкви в поддержку неграждан
Когда в Латвии поднялось движение в защиту школ национальных меньшинств отец Алексий Жилко занял, по его словам, единственно верную для русского христианина сторону: поддерживал тех, кто выступал за сохранение образования на родном языке. Он называет своими друзьями и лидера Русской общины Латвии Владимира Соколова, и сопредседателя Русского союза Латвии Мирослава Митрофанова.
Алексий Николаевич никогда не скрывал своей позиции и по вопросу неграждан Латвии. Еще 2012 году глава Центрального совета Древлеправославной поморской церкви поддержал идею проведения в стране референдума за права неграждан и призвал прихожан подписываться у нотариусов за ее воплощение.
Тогда Алексий Николаевич своим примером всем показывал, как нужно поступить, и выступал в СМИ прямо.
"Лично я и моя семья уже подписались "за" референдум. Такое важное мероприятие должны поддержать все люди доброй воли. А христиане здесь прямым путем исполнят наставление святого апостола Павла: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов", - говорил он.
И тогда, между прочим, его никто не упрекнул: мол, как можно, ведь годом ранее был награжден высшим государственным орденом Трех Звезд.
Латвия обогнала гитлеровцев
При встрече с корреспондентами Sputnik Латвия отец Алексий Жилко сказал следующее.
"Не только вся русская диаспора Латвии, но и на государственном уровне должны защищать русские школы. В Латвии 40% русских, в Латгалии, где мы с вами сейчас общаемся, и того больше, а в Даугавпилсе так вообще чуть ли не 80%. Как можно русских людей, русских детей лишать возможности учиться на родном языке!" - восклицает он.
"И знают ли нынешние власти Латвии такой факт. Когда была немецкая оккупация Латвии, даже гитлеровцы не запрещали тут русские школы. А до немцев Улманис не запрещал русские школы. Тогда Улманис пытался решить дилемму: закрывать ли русские школы, чтобы увеличивать число латышских, поскольку не было средств на строительство новых учебных заведений? Так он не стал увеличивать количество латышских школ за счет закрытия русских. А теперь посмотрите, к чему все идет", - говорит Алексий Николаевич.
Он от имени общины громко и не раз обращался к власти: уничтожать русские школы Латвии - большая глупость правительства, которая не сплотит жителей разных национальностей, а только усилит между ними рознь.
"Ну куда там политики реформируют образование, когда учителей не хватает, нет новых методик и учебников", - замечает отец Алексий Жилко и добавляет, что, на самом деле, понятно, на что нацелилась власть - на уничтожение русской культуры и русского слова в стране, которая всегда была яркой многонациональной.
"И как раз в такой ситуации я не скрываю, что церковь обязана прямо высказывать свою позицию, поддерживать родную диаспору. И, конечно, церковь должна громко выступать - так, чтобы и простые люди это четко слышали, и, конечно, власти тоже, а потом последние пусть делают выводы. Вижу, что русской диаспоре необходимо слово церкви. И когда люди его слышат, искренне благодарны. Я ведь далеко не всех людей знаю даже в Даугавпилсе, которые относят себя к миру староверцев, зато они меня знают: на улице благодарят, даже в магазине узнают и говорят теплые слова", - рассказывает отец Алексий Жилко.
Вместо прихожан появляются захожане
В разговоре с Алексием Николаевичем зашла речь и вообще о том, насколько теперь крепка вера людей. Как-то довелось услышать, но уже от одного из лидеров староверской общины России, что ответ на вопрос о сохранении веры в людях можно узнать самому в любое утро выходного дня: достаточно зайти в храм и в соседний супермаркет и сравнить количество людей. Кто-то из духовных лидеров даже сказал: сейчас почти не осталось прихожан от слова "приход", зато появилось много захожан от "иногда заходят".
"Да, так и есть. Здесь большая проблема. Охладевают люди к вере, приходят в церковь только тогда, когда бывают проблемы. А ведь надо и в обычное время приходить, и в радости – поделиться чувствами. Хотя среди староверцев того же Даугавпилса все еще, слава Богу, много действительно верующих людей. Но я, конечно, вижу, что прихожан меньше. Впрочем, я очень хочу верить, что это происходит не из-за того, что люди променяли храм на супермаркет, но из-за того, что их физически нет в Латвии - уехали на заработки за границу, поскольку жить на родине все тяжелее", - говорит отец Алексий Жилко.
"Знаю, что многие, по мере возможностей, конечно, но сохраняют веру за границей. И нередко приезжают сюда из стран Америки и Европы, например, детей крестить. Вот сегодня как раз перед вами приезжали – детей крестили. Это искренне радует!" - считает он.
Зло не должно царствовать
В разговоре со Sputnik Латвия Алексий Николаевич не скрывал чувств и, когда зашла речь о том, что немало староверцев (именно староверцев, поскольку слово "старообрядцы" отец Жилко считает неправильным и наносным) переселяются в Россию даже из Америки. Оказывается, даже среди его знакомых есть люди, которые помогают староверцам вернуться на духовную родину.
Тут еще важно понимать, что в Америке староверцы живут достаточно замкнуто, поскольку вынуждены, а в России – простор. Рождаются дети, воспитываются, растут, хотят создавать семьи, - и в России человек всегда может найти вторую половинку среди староверцев. В той же Латинской Америке с этим проблема. И еще отец Алексий Жилко подчеркнул, что в России, даже в самой глубинке, духовному человеку живется лучше, чем в Латвии, и многих европейских "развитых странах".
"Убежден, что человеку верующему в России лучше. А, например, в Европе слабость духовная повсюду. Положение вещей тому способствует. Если раньше было четко понятно всем, что вот это - грех, а это - нет, то теперь иначе… Посмотрите, что творится даже на государственном уровне со всеми разговорами об однополых браках, или же – как в Риге руководство позволило проводить прайд. Разве можно было еще лет двадцать назад подумать, что такой грех будут защищать в Латвии на государственном уровне! Что говорит об этом Святое Писание, как Бог наказал Содом и Гоморру за грехи, – теперь и не вспоминают. Так даже в некоторых христианских конфессиях священнослужители готовы благословлять грех. И куда мир идет - очевидно", - говорит Алексий Николаевич.
Староверцы считают, что после раскола в мире победил антихрист. И поэтому староверцы живут своим миром, чтобы не допустить в себя мир антихриста.
"Говорят, что через какое-то время будет "конец света". Нет, не будет. Свет не может кончиться, однако начнется духовное торжество антихриста. И при этом важно понимать следующий принцип: антихрист торжествует, но не царствует. А не царствует потому, что есть еще церковь, которая его удерживает от царствования. Да, уже теперь всюду знаки и печать антихриста. Поэтому мы должны в себе хранить веру, частицу церкви, чтобы она сохранилась и в каждом конкретном человека, и вокруг него", - подчеркивает Алексий Николаевич.