РИГА, 2 сен — Sputnik. Калининградский бизнес является заложником тарифной политики Литвы и Беларуси, заявил губернатор региона Антон Алиханов. В Калининградской торгово-промышленной палате выходом из ситуации считают строительство паромов и передачу управления переправой в руки РЖД, сообщает kgd.ru.
Вопрос о дороговизне и изменчивости тарифов на транзит грузов по территориям Литвы и Беларуси на прошедшем заседании рабочей группы Госсовета по направлению "Малое и среднее предпринимательство" поднял руководитель Калининградской торгово-промышленной палаты Феликс Лапин. По его словам, калининградский бизнес находится в невыгодных условиях из-за ценовой политики соседних республик.
"Просто без объявления войны нам выставляют счет и говорят: "С завтрашнего дня +15% на ваше зерно, а на ваш уголь — в два раза тариф". Это Литва, Беларусь в том числе", — прокомментировал Алиханов.
Он отметил, что решением проблемы стало бы развитие паромной линии под управлением РЖД.
"Мы строим паромы. Было предложено ОАО "РЖД" за счет управления одновременно и железной дорогой, и паромной переправой играть на конкуренции различных форм (перевозки паромом и железной дорогой — ред.) и товаропотоков в сторону Калининграда и из Калининграда с тем, чтобы снижать эти расходы, а для калининградских предпринимателей обеспечить единство экономического пространства", — сказал губернатор.
Он отметил, что ранее, как только было объявлено о строительстве паромов (для линии Балтийск — Усть-Луга — ред.) сразу тариф по провозу (грузов по железной дороге) через территорию Литвы упал на 10%.
Губернатор добавил, что проблема тарифов на транспортировку грузов в Калининградскую область "не новая".
"Были решения в свое время о субсидировании так называемых горбов по провозу (грузов — ред.) через территории Беларуси и Литвы, других государств, но на сегодняшний момент эти решения уже отменены, то есть мы не получаем такого рода субсидий", — уточнил он.
Возглавлявший заседание первый вице-премьер правительства РФ, министр финансов Антон Силуанов попросил Минтранс рассмотреть предложение калининградского бизнеса.
В настоящее время практически весь объем российского транзита на Калининград идет по железной дороге через Литву. У балтийской страны в этом вопросе прямой экономический интерес. Литовская государственная компания Lietuvos Geležinkeliai фактически монопольно оперирует на маршруте в Калининград, что позволяло ей держать высокие цены за коридор и получать гарантированный грузопоток в размере 10 миллионов тонн в год. При этом Вильнюс уже поднимал тарифы на транзит в 2005 году — тогда расценки подскочили сразу на 15%. Добиться их снижения удалось лишь по итогам длительных переговоров.
Россия в условиях политической напряженности в отношениях с Литвой намерена укрепить транспортную безопасность своего эксклава. В том числе и по этим причинам будет развиваться морское сообщение — оно станет альтернативой перевозкам грузов с материка в Калининградскую область по железной дороге.
В настоящее время переправа Усть-Луга — Балтийск обслуживается двумя паромами "Амбал" и "Балтийск", которые позволяют перевозить до 1,5 миллиона тонн в год.