РИГА, 29 авг — Sputnik. Ситуацию в сфере онкологии можно охарактеризовать почти как трагическую, рассказала заведующая отделением химиотерапии Рижской восточной клинической университетской больницы Сигне Плате в разговоре с Jauns.lv.
По данным Центра контроля и профилактики заболеваний, ежегодно онкологические заболевания диагностируют примерно у 11,5 тысячи латвийцев, причем за последние 10 лет число таких пациентов увеличилось на 40%. После сердечно-сосудистых заболеваний рак — вторая наиболее частая причина смерти в Латвии.
В 2017 году Минздрав разработал план по улучшению услуг здравоохранения в сфере онкологии до 2020 года. На улучшение доступности диагностики и лечения онкологических заболеваний и обеспечение пациентов компенсированными медикаментами было выделено 48 млн евро.
Однако, по словам Плате, из-за нехватки специалистов пациенты по-прежнему не могут получить своевременного доступа к лечению.
"Уже сейчас в связи с недостатком ресурсов в Лиепайской и Даугавпилсской больницах в отделениях онкологии все больные раком не могут получить своевременную терапию, пациенты должны считаться с огромными очередями на лечение. Есть очереди и на консилиумы врачей, которые принимают решение о правильной тактике терапии в лечении рака, хотя в этом вопросе с принятием решений нельзя допускать ни малейших задержек", — отметила Плате.
По данным Госконтроля, в Латвии не хватает не менее 3 тысяч 500 медсестер и около 300 акушерок. Только 65% молодых врачей остаются на рынке труда Латвии после получения диплома, и только 52% медсестер и 54% акушерок начинают работать в Латвии после завершения обучения. Кроме того, смена поколений также не протекает эффективно: 55% медиков и вспомогательного персонала старше 50 лет.
"Как и в медицине по всей стране, в сфере онкологии становится все более сложной проблемой нехватка рабочей силы и низкая зарплата. Например, химиотерапевт в отделении за ставку получает 1170 евро до уплаты налогов. Большинство молодых специалистов за такую зарплату не хотят работать в стационаре, где ежедневная работа с больными раком психологически и физически очень тяжела. В поликлинике есть доплаты и состояние немного лучше, а очереди на оплачиваемые государством услуги тоже огромные, потому что не хватает медсестер", — рассказала Плате.
По ее словам, в Латвии есть пациенты, которым пришлось ждать начала терапии в течение полугода: с первыми жалобами к врачу они обратились в марте, к онкологу попали в мае, а на паллиативную химиотерапию в клинике поступили в августе.
"Одной из главных причин появления проблем является организационный хаос, поскольку заявленные в отрасли реформы не создают четкого представления о их последовательной реализации. По-моему, каждая реформа должна быть способна сформулировать — кто от реформы что получит и как она будет реализована.
При уменьшении административного бремени лечебных учреждений, особенно выросшего в последние годы, более рационально используя существующие средства и целенаправленно увеличивая финансирование на развитие отрасли, критическую ситуацию в сфере онкологии можно существенно улучшить", — считает Плате.
По ее словам, необходимо добиться лучшего доступа к медикаментам, в чем Латвия продолжает все больше отставать от показателей европейских стран, уменьшать очереди на исследования и у специалистов, обеспечить применение оперативных методов и улучшить качество операций. Однако прежде всего надо сформулировать цели реформы и нарисовать четкие, конкретные пути для их выполнения.