"Желанием быть русским надо гордиться": откровения писателя Юрия Полякова в Риге

© Sputnik / Сергей Пятаков / Перейти в фотобанкПисатель, драматург, поэт, общественный деятель Юрий Поляков
Писатель, драматург, поэт, общественный деятель Юрий Поляков - Sputnik Латвия
Подписаться
Рижский ответ прославленного российского писателя Юрия Полякова либералам, которые спят и видят развал его отечества

РИГА, 24 авг — Sputnik, Евгений Лешковский. Рижский клуб "Культурная линия" пригласил в Латвию Юрия Полякова - одного из самых читаемых писателей и публицистов России, художественные произведения которого включают там в школьные и вузовские программы, переводят на многие языки и экранизируют, а статьи цитируют даже спустя десять лет после их выхода в свет, например, на страницах "Литературной газеты".

Юрий Михайлович представил в Риге новый роман "Веселая жизнь, или секс в СССР", а также сборник публицистики "Желание быть русским".

Фестиваль Staro Riga 2018 - Sputnik Латвия
Опять конфуз: на инаугурацию президента Латвии пригласили вымышленного писателя

На встречу с Юрием Поляковым в гостинице "Авалон" собрался полный конференц-зал народа, разве что на полу не сидели. Пообщаться с ним пришли журналисты, профессионалы и рядовые читатели: студенты, школьные учителя, преподаватели вузов. Почти два с половиной часа Юрий Поляков - блестящий собеседник, поражающий широчайшей эрудицией и потрясающим чувством юмора - общался с рижанами, ответил он и на вопросы корреспондента Sputnik Латвия.

В литературе Юрий Михайлович более сорока лет, и за эти годы у него вместе с переизданиями и сборниками публицистики вышло около 150 книг. Произведения "Сто дней до приказа", "ЧП районного масштаба", "Демгородок", "Апофегей", "Козленок в молоке", "Небо падших", "Грибной царь", "Гипсовый трубач", "Замыслил я побег" - это уже классика настоящей русской литературы.

Его имя, кажется, уже неразрывно связано с одним из самых умных и глубоких печатных изданий России - "Литературной газетой", где Юрий Поляков много лет был главным редактором, а теперь остался там в должности председателя редакционного совета.

О "застое" - это вы зря. Ведь не было его!

Однако ценна не только работа Полякова собственно на ниве литературы, многие имя Юрия Михайловича связывают не меньше и с другой его деятельностью, например, в Союзе писателей России, Союзе журналистов Москвы, Общественном комитете содействия развитию библиотек России.

И своих политических взглядов Юрий Михайлович никогда не скрывал – ни в начале 1990-х, когда он пророчил совсем не популярные тогда идеи о возрождении патриотизма в России, ни позже: несколько раз был доверенным лицом Владимира Путина на выборах, состоял в Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

Однажды Владимир Жириновский шутя сказал либеральным оппонентам писателя: "Полякова – не трогайте! Он, можно сказать, последний советский писатель, а может, и русский…" В шутке, как известно, есть только доля шутки.

Карта Европы - Sputnik Латвия
Писатель обрисовал сценарий вхождения Прибалтики в состав Беларуси

— Тем, кто рассуждает с таким умным видом о застое в СССР, рекомендую мой новый роман "Веселая жизнь, или Секс в СССР" - такое необычное для меня самого произведение, — говорит Юрий Михайлович. — Роман родился примерно так. Вот все говорят о Довлатове, в вузах изучают то, как он пил и страдал в Америке после СССР. А я не то, что в ответ на это, не помня об этом, давно собирался написать небольшое литературно-историческое эссе об очень громком скандале начала 1980-х во времена Андропова.

Тот скандал развернулся вокруг более чем знаменитого в советское время писателя Владимира Солоухина. В 1983-м его готовились исключать из партии. А я, сам того не желая, был вовлечен в ту историю. В общем, событие короткое – и планировал об этом написать что-то в стиле эссе, которые ранее у меня выходили в книге "По ту сторону вдохновения", посвященной, скажем так, тайнам писательского ремесла – чего читатели обычно не видят и не знают. Сел я за очерк, а потом все разрослось до забавного романа, где я в итоге даже имена всех реальных героев того времени изменил, и разве что на Андропова не покусился – оставил его Андроповым.

Так вот, говоря о застое. Друзья, а не было никакого застоя! Если говорить о том времени с точки зрения культуры и науки, так все было весьма и весьма интересно, насыщено и, главное, живо. Не устаю повторять, что термин "застой" придумали и продвигали крайне ангажированные и часто несправедливые к той эпохе люди. Тогда шло вполне нормальное развитие общества, которое, конечно, не было лишено проблем. Другое дело, что этих проблем накопилось очень много. Но вовсе не нужно было действовать радикально в начале 1990-х, чтобы решить их. Разобраться можно было со всем, на мой взгляд, эволюционно, причем, больше уделяя внимания состоянию коренной нации страны – русской, которая поддерживала и сохраняла все остальные народы Союза, - говорит Юрий Михайлович.

"В России либерализм какой-то наперекосяк…"

С этим романом созвучна и еще одна новая книга Юрия Полякова "Желание быть русским" - хоть она и совсем другая: сборник публицистики. В этой книге он поднимает и весьма непопулярную, как ни странно, тему в России, что русские движутся к самому непростому периоду. А непопулярна эта тема и потому, что, как сам Юрий Поляков сказал ранее, в некоторых слоях общества говорить, что ты русский, как-то неприлично, так сказать "культурный дресс-код" требует избавиться от ненужной и раздражающей "мелочи". Корреспондент Sputnik Латвия спросил об этом Юрия Михайловича.

— То самое - желание быть русским - в нынешнем информационном пространстве России (я уж не говорю о нашей Европе) часто буквально осуждается. И каково оставаться русским, если хочешь при этом быть "на волне" в литературном мире России, где теперь, чтобы получить самые высокие тиражи книг, лучше примкнуть к либеральному фронту?

Праздник Аллеи Валентина Пикуля в день Военно-морского флота России - Sputnik Латвия
Прогулка по аллее Пикуля: как Рига чествует прославленного писателя

Что касается либерального. Не перестаю удивляться вот чему. Например, в Англии или США слова "либерал" и "патриот" не просто неразрывно связаны, но одно созвучно с другим. И только в России понимаешь, если ты либерал, то должен делать все, чтобы становиться врагом России – и в разговорах, и в журналистике, и в писательстве.

Если же говорить о моей профессии и желании оставаться в ней русским, то здесь все зависит от того, какие вы перед собой ставите цели. Если писатель ставит перед собой цель нахватать как можно больше премий и грантов, чтобы его как можно чаще приглашали на высокооплачиваемые лекции за границу, тогда, конечно, он будет всячески встраиваться в либеральный мейнстрим. Ну не выгодно такому человеку позиционировать себя русским, значит, и не надо – мол, больше заработаю, не выгодно касаться определенных проблем - ну и ладно с этим. И таких людей в России довольно много.

Я лично не знаю случаев, чтобы премию "Букер" получил писатель, которого волнует русская проблематика. А если задача писателя выразить свои идеи, мысли, а главное каким-то образом показать, что он лично ответственен перед Отечеством (за все, что оно дало ему от генетического кода до языка), тогда он с каждым годом жизни все острее и болезненнее ощущает потребность не юлить ради получения так называемой "мировой славы" и роскошных премий.

"После возвращения Крыма в Россию, прогнозы давать побаиваюсь"

— Знаете, признак профессионализма в дипломатии – это убедительная неискренность. А признак профессионализма в литературе – это искренность, - продолжает Юрий Поляков. - За это мы и ценим больших писателей – за искренность (конечно, помимо всего прочего). Я просто делаю то, что считаю нужным, а вот потом уже начинается борьба идей во времени и пространстве. И если твои идеи искренние и честные, тогда они обязательно со временем победят. Ведь это главное, а не то, что кто-то кого-то переорал в очередном ток-шоу.

Важно, чья идея укоренилась в мозгах у людей. Считаю, если идеи ложные, то они в одно ухо влетают, а в другое вылетают. А когда за ними стоит глубокое и сущностное понимание происходящего, идеи остаются в голове и, скажем так, ведут там работу. И когда эта работа происходит в тысячах и даже миллионах голов, это начинает влиять на ход самых больших событий. Писатель должен это осознавать. Здесь все, как Тютчев говорил: "Как слово наше отзовется…"

— Так ваши оппоненты-либералы свои идеи вкладывают в головы тоже старательно. Причем, кажется, их действие быстрее, поскольку умную книгу и глубокую публицистическую статью еще прочесть надо, время и силы потратить, а тут вот вам – социальные сети, Ютуб-каналы, Instagram, где все происходит стремительно, коротко и предельно просто – для быстрого и ненапряжного понимания.

— И то верно. Но не всегда. Например, я далеко не раз встречал весьма популярных блогеров, которые делятся мыслями, позаимствованными из моих статей десяти-пятнадцатилетней давности, и тоже не стесняются говорить, что они русские и патриоты. Поэтому главное – верно понять и четко сформулировать то, что хочешь сказать, а дальше происходит в головах людей работа мыслей, которая от писателей уже не зависит.

— К вопросу из вашего сборника публицистики – о будущем русской цивилизации...

— Знаете, в декабре 1993-го у меня вышла статья, в которой предсказал, что будет патриотический бум в России. Смело, согласен. Тогда еще толком дым от танковой пальбы в центре Москвы не рассеялся, а у меня вышла статья, которая называлась – "Россия накануне патриотического бума".

Мне звонили и говорили: тут у нас Сорос везде, а ты о каком-то патриотизме, что – с ума сошел? И потом, спустя годы, начался подъем патриотизма.

А после возвращения Крыма в родную гавань я и вовсе никаких исторических прогнозов делать не берусь. Хорошо помню, как, кажется, в 2012 году мы с друзьями в Ялте, где было и тогдашнее украинское руководство Крыма, говорили, что нужно делать, чтобы русскую культуру и язык не вытеснили из Крыма.

Еще говорили: что надо делать, чтобы Крым, который всегда исторически, культурно и в языковом смысле принадлежал русскому миру, не украинизировали насильно. Об этом потом в СМИ рассказывали. В общем, напрогнозировал-насоветовал, слово ушло в упомянутое выше информационное пространство, а потом произошло то, что произошло: достаточно скоро Крым стал органичной частью России. Это к вопросу о прогнозах. Есть будущее у русской цивилизации. Только вот либералам нашим российским верить не стоит…

Лента новостей
0