Иркутский авиазавод 17 августа продемонстрировал два истребителя Су-30СМ для ВВС и ПВО Беларуси, первые из двенадцати заказанных в 2017 году. Контракт предусматривает передачу истребителей заказчику партиями по четыре единицы. Новые машины испытаны в воздухе, и Министерство обороны Беларуси скоро примет их на вооружение.
Правительство республики в июне одобрило поправки в соглашение о военно-техническом сотрудничестве (ВТС) с Россией до 2020 года. Ранее Минск и Москва неоднократно расширяли программу ВТС, которая считается приоритетным направлением союзного строительства и позитивным примером двустороннего взаимодействия. Сотрудничество в области ВВС и ПВО – наиболее развитое направление Союзного государства. Многоцелевые истребители Су-30СМ российского производства в белорусском небе станут новым видимым свидетельством прочности союзных отношений, и значительно усилят западный фланг ОДКБ.
Беларусь и ранее получала из России широкий спектр вооружений, преимущественно на льготной или безвозмездной основе (включая зенитные ракетные системы большой дальности С-400). Около сотни белорусских оборонных предприятий эффективно обеспечивают комплектующими и элементами вооружений 255 предприятий российского ОПК (примерно 15% всего оборонного заказа РФ). Кроме того, Минск и Москва проводят согласованную оборонную политику, координируют усилия в области военного строительства, развивают систему интегрированного технического обеспечения войск, и ежегодно организовывают десятки совместных военных маневров. В недалекой перспективе – с участием белорусской эскадрильи истребителей Су-30СМ.
Боевое применение
Тяжелый многоцелевой сверхманевренный истребитель поколения 4++ Су-30СМ создан для завоевания господства в воздухе (как перехватчик дальнего действия), для эффективного поражения целей на земле и на море (тактика бомбардировочно-штурмовой авиации), для воздушной разведки и управления групповыми действиями авиации. В ходе испытательных полетов истребители Су-30СМ (модификация, созданная в 2012 году для ВС РФ) находились в воздухе более 10 часов (с тремя дозаправками), преодолевали свыше восьми тысяч километров, успешно выходили на цели, и выполняли боевые стрельбы на полигоне Ашулук.
Из открытых источников известно, что универсальная машина с "открытой архитектурой борта" имеет радиолокатор с фазированной антенной решеткой, силовую установку из двух двигателей (с управляемым вектором тяги), переднее горизонтальное оперение – для увеличения подъемной силы и повышения маневренности. Су-30СМ – первый в мире серийный боевой самолет, обладающий сверхманевренностью. Аэродинамическая схема – "триплан, неустойчивый в продольном канале". Устойчивый полет на больших углах атаки обеспечивается автоматическим отклонением переднего горизонтального оперения.
Максимальная взлетная масса истребителя – 39 тонн, из которых восемь тонн – боевая нагрузка: современное и перспективное высокоточное ракетное вооружение класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" (на 12 узлах подвески). Интегрированный оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс способен обнаруживать (сопровождать) до 15 воздушных целей, и атаковать до четырех из них одновременно – в ближнем бою и на дальних дистанциях (на скоростях свыше 2100 км/час).
Суммируем: 12 белорусских истребителей Су-30СМ могут поднять в небо 96 тонн ракетно-бомбового вооружения, сопровождать одновременно до 180 целей, и одним залпом уничтожить 48 из них (запас ракет на подвесках 12 самолетов позволяет атаковать 144 цели). При этом огромная огневая мощь эскадрильи проецируется на большую оперативную глубину. Связанная с навигационной аппаратурой система автоматического управления обеспечивает полет по маршруту, подход к цели, возврат на аэродром и заход на посадку в автоматическом режиме (освобождая головы летчиков для тактических решений).
Мировой бестселлер
Первый полет двухместный тяжелый истребитель Су-30СМ совершил осенью 2012 года. На совместных британско-индийских учениях 2015 года Exercise Indradhanush IV четверка истребителей Су-30МКИ военно-воздушных сил Индии легко "уничтожила" четыре современных многоцелевых истребителя (поколения 4++) Eurofighter FGR4 Typhoon Королевских ВВС. В нескольких эпизодах один исключительно маневренный и тяговооруженный Су-30 успешно "поражал" два самолета противника.
После эффективного боевого применения российских Су-30СМ в Сирии (с сентября 2015 года) против хорошо вооруженных и многочисленных боевых формирований "Исламского государства"* (цели на земле), очередь зарубежных заказчиков в российскую фирму "Сухого" стала еще длиннее. За минувшие четыре года несколько сот истребителей Су-30 освоили небо Алжира, Анголы, Венесуэлы, Вьетнама, Казахстана, Китая, Индии, Ирака, Малайзии и других стран.
Между тем, в Европе неспокойно. В непосредственной близости от белорусских и российских границ США и НАТО открыто наращивают военное присутствие, совершенствуют аэродромную и военно-морскую инфраструктуру, размещают наступательное вооружение, регулярно проводят масштабные маневры на территории Восточной Европы. Эти действия подрывают стратегическую стабильность в регионе, вынуждают Беларусь и Россию реагировать – адекватно угрозам расширять военное и военно-техническое сотрудничество.
Ранее примером высокого взаимного доверия Минска и Москвы можно было считать радиолокационную станцию ВС РФ в Ганцевичах (отслеживает пуски межконтинентальных баллистических ракет на северо-западном стратегическом направлении) и Вилейкинский узел связи ВМФ России (обеспечивает коммуникацию Главного штаба флота со стратегическими субмаринами, несущими боевое дежурство в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах). Полагаю, эскадрилья истребителей Су-30СМ в военно-воздушных силах Республики Беларусь расширит стратегический список основ союзной государственности и вдохновит другие страны СНГ на заказы военного характера у России.
* – террористическая организация, запрещенная в РФ и в ряде других стран.