Воздушное патрулирование НАТО в Балтийском регионе и присутствие иностранных ВВС на территории Латвии, Литвы, Эстонии вынуждает соседнюю Россию развивать эффективную систему боевого патрулирования стратегических бомбардировщиков дальней авиации.
Несколько британских истребителей Королевских военно-воздушных сил 8 августа дважды поднимались в небо – с базы Лоссимут в Шотландии и с базы Эмари в Эстонии – для сопровождения российских стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95. Истребители Typhoon якобы гарантировали, что российские бомбардировщики не войдут в суверенное воздушное пространство Великобритании и Эстонии.
В подобном проникновении нет необходимости – в боевой обстановке ракетное оружие на борту Ту-95 позволяет поражать цели на дальности в тысячи километров, из международного воздушного пространства.
Корабли Балтийского флота России 8 августа провели электронные ракетные пуски по морским целям в Северном море, и вряд ли это простое совпадение с полетами стратегических "Медведей".
Силы эскорт-услуг
Вылеты британских истребителей на сопровождение самолетов Воздушно-космических сил России – не редкость. Так, несколько "Тайфунов" с авиабазы Эмари были подняты в воздух 30 июля, из-за появления вблизи границ Эстонии российского транспортного самолета Ил-76.
Ранее в схожих обстоятельствах истребители Typhoon эскортировали российские стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160, а также самолеты Ил-22 и Су-27. И хотя участившиеся перехваты напоминают времена холодной войны, в демонстративной суете истребительной авиации НАТО над Балтийским морем особого смысла нет. Воздушная обстановка в регионе по-настоящему контролируется не альянсом, а развитой, эшелонированной системой ПВО РФ. К примеру, радиус поражения целей зенитными ракетными системами С-400 "Триумф" составляет 600 километров. Ударные возможности России преобладают столь же убедительно.
Растущая военная инфраструктура НАТО вблизи российских границ закономерно вызывает реакцию Москвы, и впредь будет лишь усиливать дестабилизацию региона. Можно с высокой вероятностью прогнозировать, что в случае широкомасштабного военного конфликта самолеты и прочая боевая техника альянса в странах Балтии будут в сжатые сроки уничтожены всеми средствами огневого поражения ракетных войск Западного военного округа, ВМФ и ВКС России.
От Аляски до "британских морей"
Военная авиация РФ переживает эпоху возрождения, и все же бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95, которые более полувека служат стране, остаются основой стратегической авиации.
Крылатые ракеты Х-55 на борту делают турбовинтовой Ту-95 современным и грозным, это признает даже американское издание The National Interest. А модернизированный вариант бомбардировщика – фактически новая разработка ОКБ Туполева.
Зона боевого патрулирования российских "Медведей" 8 августа раскинулась от Аляски до "британских морей", и это не предел. Надежные машины имеют дальность полета до 15 тысяч километров, а рекордный полет Ту-95 совершил в 2010 году – 30 тысяч километров (с дозаправками) над тремя океанами.
Для поражения ядерными и обычными боеголовками важных целей в удаленных военно-географических районах и глубоком тылу противника "стратег" имеет ракеты Х-55 нескольких модификаций, включая изделия с компактной термоядерной боевой частью мощностью 200 килотонн. Самым вооруженным считается Ту-95МС-16, способный нести 16 крылатых ракет Х-55. Максимальная бомбовая нагрузка самолета может достигать 12 тонн.
Межконтинентальный бомбардировщик-ракетоносец обладает исключительными оборонительными возможностями, и считается "несбиваемым". Совершенный бортовой комплекс обороны Ту-95 по ряду показателей превосходит аналогичный комплекс американского "стратега" B-52H. Противопоставить этому "монстру" в Европе просто нечего, не говоря уже о странах Балтии.