РИГА, 12 июл — Sputnik. В 2018 году среднюю разницу между ценами в Латвии и Литве уже можно было объяснить размером ставки акцизного налога на топливо. Тогда эта разница составляла 4 цента за литр.
Но с 1 января 2020 года акциз на топливо в Латвии снова вырастет, и тогда, как подсчитала Латвийская ассоциация торговцев топливом (LTDA), разница между ценами на топливо с Литвой вырастет до 10 центов за литр, сообщает Tvnet.lv.
В этой связи Латвия окончательно потеряет свою привлекательность для покупателей нефтепродуктов, и все клиенты поедут за бензином в Литву.
LTDA серьезно обеспокоена ситуацией и уже обратилась к премьер-министру Кришьянису Кариньшу, министру финансов Янису Рейрсу и бюджетно-финансовой комиссии Сейма с призывом отложить вступление повышения акциза в силу.
При этом в LTDA подчеркивают, что уже сейчас латвийская сфера торговли топливом теряет конкурентоспособность с Литвой. Об это рассказала исполнительный директор LDTA Иева Лигере.
По ее словам, политика акцизного налога на нефтепродукты крайне негативно влияет и повлияет на объемы реализации топлива, так как снижается конкурентоспособность с Эстонией и особенно с Литвой. И это было заметно уже после повышения акциза в 2018-м году, когда рост объемов реализации нефтепродуктов значительно снизился.
Латвия проиграла
Если в 2017 году общее количество реализации автомобильного топлива выросло на 5,17%, то в 2018 году - только на 1,19%. И не приходится сомневаться, что это связано именно с увеличением акцизного налога, так как согласно данным Дирекции по безопасности дорожного движения (CSDD) число зарегистрированных машин в Латвии только растет, а экономическое развитие в стране восходящее.
Так что удар по торговцам топлива в Латвии уже был нанесен. Они ощутили переориентирование потока клиентов из Латвии в Литву, особенно в сегменте грузоперевозок и на границе с Литвой. Ведь если в 2017 году в Литве на реализацию были переданы 292 920 m3 бензина, то в 2018 году - уже 310 208 m3. Соответственно, прирост составил 5,9%, тогда как в Латвии реализации бензина упала на 4%.
Та же ситуация с дизельным топливом. В Литве в прошлом году его реализация выросла на 6,21%, а в Латвии - всего на 2,49%.
Лигере подчеркнула, что если акциз на топливо поднимется с 2020 года, то Латвия потеряет клиентов не только в лице эстонцев, которые поедут заправляться в Литву, но и собственных граждан.
В начале 2018 года, после повышения акцизов, оборот у латвийских торговцев топливом сократился на 30-40%. Хотя, как пояснял, глава Союза торговцев и производителей топлива Сергей Семенов, власти Латвии ожидали, что эффект будет обратным, и взвинчивание цен принесет в казну государства порядка 32 миллионов евро.
Семенов отмечал, что правительство предупреждали о том, что новый акциз прибыли государству не принесет, и что в итоге будут только убытки в размере около 10 миллионов евро. Но власти не прислушались и собираются снова наступить на те же грабли.
Более того, в прошлом году Лигера подчеркивала, что рост стоимости горючего коснется каждого жителя Латвии и даже тех, у кого нет личного транспорта, потому что вместе с увеличением цены на нефтепродукты непременно вырастет стоимость товаров и услуг.