Большая часть украинских локомотивов LDz сдается фирме с участием жены Магониса

© Sputnik / Sergey MelkonovГосударственное акционерное общество "Latvijas dzelzceļš"
Государственное акционерное общество Latvijas dzelzceļš - Sputnik Латвия
Подписаться
В Сейме заинтересовались сделкой, в результате которой большая часть купленных Latvijas dzelzceļš в Эстонии украинских локомотивов оказалась в аренде у фирмы, акционером которой является жена экс-главы LDz Угиса Магониса

РИГА, 10 июн — Sputnik. Четыре года назад Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией задержало президента Latvijas dzelzceļš (LDz) Угиса Магониса. В багажнике его машины нашли полмиллиона евро, которые, возможно, дал в качестве взятки эстонский миллионер Олег Осиновскис. Незадолго до этого компания LDz приобрела у фирмы Осиновского четыре мощных локомотива.

Из одиннадцати локомотивов этой модели, которые находятся в собственности LDz, семь сданы в аренду частному предприятию, миноритарным акционером которого недавно стала жена Магониса, сообщает TV3.

Остался верен Шлесерсу

В 1998 году в политику пришел Айнарс Шлесерс. Его "Новая партия" попала в Сейм, но была самой маленькой партией парламента. В ее списке был и Угис Магонис, но в Сейм он не прошел.

Евро - Sputnik Латвия
Осиновский: как я мог дать взятку за то, что Магонис - друг Якунина

Партии не стало, но Магонис остался верен Шлесерсу: в 2001 году Магонис стартовал на выборах в Рижскую думу по списку Новой консервативной партии Шлесерса, а в 2005 году от его же Латвийской первой партии.

Тогда же, в 2005 году, когда Шлесерс занимал пост министра транспорта, Магонис стал председателем правления Latvijas dzelzceļš. Он сохранил этот пост до 2015 года, когда KNAB задержало его за взятку.

LDz столько не нужно

Прокурор считает, что Магонис получил взятку за покупку четырех локомотивов, произведенных на Украине в 80-е. Всего LDz принадлежит одиннадцать таких локомотивов, большая часть из них сдана в аренду предприятию Baltijas tranzīta serviss (BTS).

Локомотив этой модели и этого возраста стоит в среднем два миллиона евро. В концерне LDz грузовыми перевозками занимается LDz Cargo. Однако локомотивы купила другая фирма концерна - LDz ritošā sastāva serviss. Локомотивов закупили больше, чем нужно самому концерну. Четыре из них сданы в аренду LDz Cargo, а семь — частной фирме BTS.

Мероприятие на железнодорожной станции Шкиротава в Риге в День памяти жертв коммунистического террора - Sputnik Латвия
Ни денег, ни результатов: KNAB проверяет Latvijas dzelzceļš по делу "наностены"

За каждый локомотив LDz ritošā sastāva serviss от каждого арендатора получает одну и ту же плату — от двухсот до трехсот тысяч евро в год.

Это локомотивы серии 2TE116, произведенные на Украине. По сравнению с другими советскими локомотивами, они потребляют меньше топлива и могут тянуть более длинные составы. Десять лет назад в Латвии таких не было, но когда российский транзит через Таллин сократился, появилась возможность закупить использованные 2TE116 из Эстонии. Сначала их купило как раз предприятие BTS.

Больше фирма этого не делала, потому что это риск для бизнеса. Вместо этого локомотивы купили в LDz. Дочернее предприятие LDz ritošā sastāva serviss в 2011 году закупило шесть таких локомотивов. Одно сдали в аренду LDz Cargo, остальные — BTS. Через два года купили еще один, в 2015 году — четыре. В итоге из одиннадцати мощных локомотивов, закупленных LDz ritošā sastāva serviss, семь использует BTS.

Хорошие условия для частного арендатора

Крупнейший владелец BTS – Rīgas tirdzniecības osta (Рижский торговый порт), принадлежащий семьям бывших политиков Андриса Шкеле и Айнарса Шлесерса, лицам, связанным с Айварсом Лембергсом, и главе фирым Ралфсу Клявиньшу.

С начала 2018 года миноритарным акционером BTS стала жена бывшего главы LDz Угиса Магониса Анастасия.

Магонис отрицает, что повлиял на то, какие локомотива купил LDz ritošā sastāva serviss и кому их сдал в аенду.

"Моя жена — акционер Baltijas tranzīta serviss, но я там ничем не занимаюсь. Занимаюсь Литвой, но не Латвией. Я не слежу, кому они сдали в аренду, - главное, что они сдали в аренду туда, где есть экономика и все прочее", - заявил Магонис.

Обслуживание локомотивов жестко регулируется. В дополнение к ежедневному обслуживанию нужно производить текущий ремонт трех видов. Кроме того предусмотрен капитальный ремонт стоимостью от нескольких десятков тысяч евро и до полумиллиона. BTS оплачивает только первый ремонт, затем расходы покрывает LDz ritošā sastāva serviss как владелец локомотива. А вот LDz Cargo само оплачивает текущий ремонт. За время, пока локомотив находится в ремонте, частный арендатор не платит аренду, а LDz Cargo платит.

"Когда и LDz Cargo, и Baltijas tranzīta serviss получают счет, они обязательно должны покрывать издержки. И для тех, и для других одинаковые цены. Единственное различиие в том, что LDz Cargo сразу платит за запланированные на год ремонты — у нас сложилась тут такая традиция, а Baltijas tranzīta serviss оплачивает амортизационные расходы за все время использования. У них есть определенные обязательства. Я хочу сказать, что цены одинаковы для обоих", - заявил вице-президент LDz Айварс Стракша.

Транзитные разборки

Транзитный бизнес — доходная, но политизированная отрасль. Грузоперевозками в Латвии занимаются только три компании. Предприятие LDz Cargo (оборот 275 миллионов евро) принадлежит государственному концерну Latvijas dzelzceļš. Baltijas tranzīta serviss (50 миллионов евро) в основном возит грузы в Рижский порт и до сих пор пользовался благосклонностью политического руководства. Baltijas ekspresis (39 миллионов евро) возит грузы в Вентспилс, его советом управляет Рудольф Мерони.

Нынешний президент LDz Эдвинс Берзиньш был назначен в период, когда министерство транспорта возглавлял Улдис Аугулис. Работой Берзиньша недоволен нынешний министр транспорта Талис Линкайтс — месяц назад он выразил недоверие правлению LDz и призвал уволить Берзиньша и еще двух членов правления. Министр заявил, что соответствующую информацию переслал в KNAB.

Выгрузка вагона с зерном в порту - Sputnik Латвия
Латвийская железная дорога придумала, как не переплачивать за вагоны из РФ

Правление LDz ответило на выпад Линкайтса заявлением в полицию за клевету.

Информацию об аренде локомотивов запросил и глава комиссии Сейма по публичным расходом и ревизии Каспарс Гиргенс. Он подтвердил, что на этой неделе ознакомит с этими сведениями других депутатов камиссии и попросит поддержать предложение об их передаче в полицию.

Пока что совет LDz отложил решение о том, нужно ли освободить от должности членов правления, которым министр выразил недоверие. В компании хотят дождаться результатов двух независимых аудитов, которые будут готовы в августе.

Советом руководит глава Latvijas valsts ceļi Янис Ланге, в нем работает представитель министерства транспорта Андрис Малдупс, а также независимый эксперт от академической среды Айгарс Лайзанс. 7 июня совет расширили еще двумя членами — многолетним госсекретарем министерства экономики Андрисом Лиепиньшем и предпринимателем Рейнисом Цеплисом.

Лента новостей
0