Ни денег, ни результатов: KNAB проверяет Latvijas dzelzceļš по делу "наностены"

© Sputnik / Sergey MelkonovМероприятие на железнодорожной станции Шкиротава в Риге в День памяти жертв коммунистического террора
Мероприятие на железнодорожной станции Шкиротава в Риге в День памяти жертв коммунистического террора - Sputnik Латвия
Подписаться
Компания Latvijas dzelzceļš заплатила полмиллиона евро аванса за строительство шумозащитной стены у станции Шкиротава подрядчику, который был выбран без конкурса; в итоге ни "наностены", ни денег нет, а владелец фирмы пропал

РИГА, 14 мая — Sputnik. Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) начало проверку по проекту строительства шумозащитной "наностены" у станции Шкиротава в Риге.

Компания Latvijas dzelzceļš заплатила аванс, но проект так и не был реализован, а владельца фирмы-подрядчика и след простыл, сообщает канал TV3.

Обошлись без конкурса

Речь идет о событиях шестилетней давности, когда компания Latvijas dzelzceļš договорилась с частной фирмой Composite Constructions о строительстве первой противошумовой защитной стены в Латвии, у станции Шкиротава. Станция Шкиротава находится вблизи жилых районов, и уровень шума там один из самых высоких на всей железнодорожной сети.

Государственное акционерное общество Latvijas dzelzceļš - Sputnik Латвия
Линкайтс выразил недоверие правлению Latvijas dzelzceļš

Проект шумозащитной стены был утвержден еще во времена, когда президентом LDz был Угис Магонис. Нынешний глава предприятия Эдвинс Берзиньш в тот момент был членом правления. Партнер для осуществления проекта тогда был выбран без конкурса.

Как вспоминает Эдвинс Берзиньш, проект предложил тогдашний директор по развитию Марис Риекстиньш, который сейчас возглавляет Общество железнодорожных инженеров. Он убедил остальных, что проект хороший, тем более что его сопровождали экспертные, финансовые и юридические обоснования.

Риекстиньш объясняет, что специалисты порекомендовали ему компанию Composite Constructions, потому что она уже имела опыт работы с противошумовыми материалами.

Ни денег, ни стены

Планировалось, что стена будет стоить полтора миллиона евро. Половину этой суммы должен был покрыть Евросоюз.

Два года Latvijas dzelzceļš перечисляла предприятию деньги, пока аудит не показал, что строительство не было начато в установленный срок. Заказчики подождали еще полтора года. Стены по-прежнему не было, и фирма Composit Constructions не предоставила никаких сведений о том, куда потратила 540 тысяч евро. Latvijas dzelzceļš обратилась в полицию, но полиция не нашла никакого нарушения.

"Когда мы обратились в полицию, там заявили, что у компании достаточно много средств и она работает", - объяснил Берзиньш.

Поэтому LDz обратилась к Composit Constructions, чтобы фирма либо вернула деньги, либо выполнила проект.

Железная дорога - Sputnik Латвия
На новые рельсы: РЖД хотят работать с Latvijas Dzelzceļš

Большую часть денег Composit Constructions перечислила двум фирмам, зарегистрированным в Гонконге: Nanotech Industrial Engineering Co. Limited и Inco Trading International Limited. Названия фирм намекают на то, что они специализируются на нанотехнологиях и торговле.

В итоге Latvijas dzelzceļš пришлось вернуть средства еврофондов, выделенные на строительство стены. Осенью 2018 года компания попросила начать процесс неплатежеспособности Composite Constructions. Когда фирму переняли администраторы неплатежеспособности, денег на счетах уже давно не было. Материалы, найденные на складах, как оказалось, были куплены в десять раз дороже их реальной стоимости.

Хотят избежать отвественности

Администратор Андрей Воронцов считает подозрительным, что фирма без конкурса и обеспечения смогла получить деньги от Latvijas dzelzceļš, поэтому он обратился в KNAB.

"С августа 2015 года было только несколько писем со стороны Latvijas dzelzceļš, в известной мере формальных, и было одно заявление в Госполицию, по которому они получили отказ, но не обжаловали его в прокуратуре, и учитывая, что эту переписку вели члены правления, невозможно было не знать об этой ситуации, и эти действия были ненадлежащими", - заявил Воронцов.

Птицы на рельсах - Sputnik Латвия
Latvijas dzelzceļš надеется урегулировать конфликт с Литвой без суда

В связи с этим он обратился в Госполицию и KNAB, выполняя свою обязанность как администратора, потому что в ходе работы он констатировал факты, которые могут быть основанием для начала уголовного процесса.

Единственный владелец Composite Constructions - Андрейс Жагарс, тезка знаменитого актера и режиссера. В девяностые годы глава Composite Constructions был связан с продажей фиктивных банковских гарантий. Его бизнес-партнера Волдемара Селгу застрелили.

Администратор Андрей Воронцов посчитал, что LDz не надо признавать кредитором Composite Constructions. В LDz с этим не согласились и обратились в суд. Судья Долореса Бамбере вынесла решения в пользу железнодорожников.

Воронцов обжалует его в Генпрокуратуре - он считает, что Latvijas dzelzceļš борется за статус кредитора, чтобы избежать ответственности.

Глава LDz Эдвинс Берзиньш уверен, что сотрудники предприятия, принимавшие решение по проекту, действовали ответственно. Он подчеркивает, что LDz всегда предоставляет KNAB все необходимые документы в соответствии с нормативными актами по этому и любым другим делам.

"По моим сведениям, ни один сотрудник Latvijas dzelzceļš не имеет статуса виновного или подозреваемого", - отметил Берзиньш.

До 10 мая работал сайт проекта "наностены" у станции Шкиротава. По странному совпадению он прекратил работу, после того как журналисты обратились с вопросами о проекте к Эдвинсу Берзиньшу.

Латвийскую железную дорогу хотят "прихватизировать": глава LDz критикует министра>>

Лента новостей
0