Революция в театре: московская премьера латвийского сценографа

© Sputnik / Алексей СтефановПремьера спектакля "Московский хор" в Театре Маяковского
Премьера спектакля Московский хор в Театре Маяковского - Sputnik Латвия
Подписаться
Художник-постановщик из Латвии Моника Пормале изменила пространство исторической сцены московского Театра Маяковского – действие спектакля "Московский хор" по пьесе Людмилы Петрушевской перенеслось в зрительный зал, а зрители оказались на сцене

РИГА, 22 мая — Sputnik, Алексей Стефанов. В Театре Маяковского сегодня премьера - спектакль "Московский хор" по пьесе Людмилы Петрушевской. Режиссер Никита Кобелев давно хотел поработать с известным латвийским художником-постановщиком Моникой Пормале. Прочитав пьесу, Моника с удовольствием взялась за организацию пространства одного из старейших российских театров.

Моника Пормале хорошо известна не только в Латвии и других европейских странах, но и в России. Она работала над сценографией в разных театрах, но в Театре Маяковского - ни разу. И если бы не Никита Кобелев, возможно, этого сотрудничества не случилось бы.

Письма Монике

"Год назад я получила длинное и красивое письмо от Никиты Кобелева. Мне понравилась его откровенность. Никита видел много моих спектаклей, в том числе в Москве - "Рассказы Шукшина", другие спектакли режиссера Алвиса Херманиса, с которым я давно работаю. Он решился написать в надежде, что я отвечу и соглашусь с ним поработать. И я ответила: "Да", потому что опыт работы в Москве у меня хороший. А когда прочитала пьесу и поняла, как могу устроить пространство, окончательно согласилась на сотрудничество с Никитой ", - рассказала Моника Пормале корреспонденту Sputnik перед самой премьерой.

© Sputnik / Алексей СтефановМоника Пормале
Революция в театре: московская премьера латвийского сценографа - Sputnik Латвия
Моника Пормале

На работу над "Московским хором" ушло четыре месяца. Обычно Моника всегда присутствует на репетициях спектакля, но на этот раз она сразу предупредила Кобелева, что у нее параллельно пройдет много других премьер. В работе у Моники был премьерный спектакль с Алвисом Херманисом в Новом Рижском театре, который откроет будущий сезон. А также проект "Реквием" Лигети для ежегодного фестиваля Рурская триеннале в Германии в сотрудничестве с венгерским режиссером Корнелем Мундруцо. Помимо этого, работа над спектаклем "Лилиом" по пьесе Ференца Мольнара, премьера которого запланирована на август. Но Кобелева все устраивало.

Маленький человек в большом зале

Изначально устраивать революцию в театре Моника Пормале не собиралась. Но прочитав несколько раз пьесу Людмилы Петрушевской и оказавшись в театре, она вдруг увидела необычный поворот в оформлении пространства.

"Стоя на этой сцене и глядя на зрительный зал, на всю эту архитектуру, я поняла, что зритель должен стать участником спектакля, хора. Никите эта идея очень понравилась, и мы начали работу. Даже начало у спектакля неожиданное: зрители не понимают, куда попадают, они рассаживаются по местам, смотрят в закрытый занавес. Тут вдруг выходит дирижер, обращается как будто бы к ним, и в этот момент актеры, рассаженные среди зрителей, начинают петь. Словом, зрители тоже участвуют в этом действии", - довольна проделанной работой Моника.

© Sputnik / Алексей СтефановПремьера спектакля "Московский хор" в Театре Маяковского
Революция в театре: московская премьера латвийского сценографа - Sputnik Латвия
Премьера спектакля "Московский хор" в Театре Маяковского

Актеры играют среди кресел, на которые установлены кровать, письменный стол, лампы, даже пальма в горшке. Поначалу, как признавались сами актеры, занятые в спектакле, было не очень удобно. Народная артистка РФ Евгения Симонова рассказала, что первые две недели репетиций синяки на боках и руках были нормой. Но потом все втянулись и привыкли.

"Мы используем все пространство. Максимально обыгрывается зрительный зал, красный цвет, директорская ложа, где в финале спектакля появляется хор. Мы используем историческую люстру как символ предвоенного благополучия, а на сидениях и во втором ярусе стоят портреты людей того времени. Это артисты и сотрудники театра откликнулись на мою просьбу и принесли свои семейные альбомы, за что я им очень благодарна. В третьем ярусе - портреты композиторов, чья музыка звучит в спектакле, там же установлено пианино. И получился такой иконостас под куполом, как в храме", - говорит Моника Пормале.

© Photo Сергей ПетровПремьера спектакля "Московский хор" в Театре Маяковского
Революция в театре: московская премьера латвийского сценографа - Sputnik Латвия
Премьера спектакля "Московский хор" в Театре Маяковского

Предпремьерный показ спектакля, на который обычно приходят близкие актеров и друзья театра, прошел с успехом. Моника радовалась тому, как зрители принимали ее идею.

"Мне очень нравится, как играют актеры. Создается впечатление, что они действительно одна большая семья, как в пьесе. Видимо, они так много репетировали, что действительно стали одним целым. Актеры идеально заполняют это большое пространство, показывая масштаб маленького человека, семьи и государства", - говорит Моника Пормале. "Мне кажется, что все получилось", - скромно замечает она, и ждет премьерные показы, когда не только критики, но и зритель оценит работу латвийского сценографа.

Лента новостей
0