РИГА, 8 мая - Sputnik. В ходе полета командир аварийного Sukhoi Superjet 100 сообщил о потере радиосвязи и автоматического управления самолетом после попадания молнии, однако сигнал бедствия подан не был, следует из записи переговоров пилота с диспетчерами Шереметьева, которая попала в распоряжение СМИ.
В воскресенье, 5 мая, самолет компании "Аэрофлот" с 73 пассажирами на борту, следовавший рейсом 1492 из Москвы в Мурманск, вернулся в Шереметьево через 28 минут после взлета. В результате жесткой посадки воздушное судно разрушилось и загорелось, погибли 40 пассажиров и один член экипажа, шесть человек госпитализированы в состоянии разной степени тяжести.
Удар молнии
Взлет "Суперджета" зафиксирован в 18:02. Через 10 минут Евдокимов запросил возврат в аэропорт вылета на аварийной частоте, сообщив об отказе радиосвязи и электрооборудования после удара молнии в самолет.
"Pan-Pan, Pan-Pan, Pan-Pan! Рабочее гнездо. Аэрофлот 1492. Москва подход. Москва подход. Просим возврат. 1492, потеря радиосвязи и самолет в direct mode", - доложил Евдокимов.
Поданный пилотом сигнал Pan-Pan означает возникновение на борту воздушного судна аварийной ситуации, которая не требует немедленного вмешательства. При этом на транспондере SSJ-100 был выставлен код 7600, обозначающий потерю связи. В случае бедствия экипаж подает сигнал Mayday и выставляет код 7700 - "катастрофическая ситуация на борту". В полете "Суперджета" такой код появился на ответчике судна в 18:29, за минуту до жесткой посадки.
В 18:16 Евдокимов доложил другому диспетчеру Шереметьева о выходе из строя системы автоматического управления самолетом, охарактеризовав при этом ситуацию как "штатную". На вопрос диспетчера: "Какая-нибудь помощь необходима будет?" прозвучал ответ: "Нет, пока все нормально. Штатно".
В ходе последующего радиообмена диспетчер разрешил самолету снижаться для выполнения посадки. "Прошу орбиту. Мы не готовы к заходу", - доложил в ответ Евдокимов. До момента, когда он сообщил о готовности начать снижение, связь несколько раз пропадала, реплики диспетчера оставались без ответа.
Как зафиксировали камеры наблюдения аэропорта, в ходе посадки воздушное судно несколько раз жестко соприкоснулось с поверхностью ВПП. В результате самолет стал разрушаться, случилось возгорание. Стойки с левой стороны подломились, лайнер завалился набок и остановился на траве между взлетно-посадочными полосами. Пожар охватил хвостовую часть "Суперджета". В 18:31 выпускаются аварийные трапы и начинается эвакуация пассажиров.
Давайте оперативнее: как сработали экстренные службы
В это же время руководитель полетов объявил тревогу, к лайнеру направились пожарные расчеты аварийно-спасательной службы Шереметьева. Согласно заявлению аэропорта, в 18:48 воздушное судно было полностью потушено.
Как следует из записи переговоров экстренных служб аэропорта, выезд на место крушения "Суперджета" сопровождался неразберихой. Первоначально к лайнеру была направлена одна пожарная машина. Позднее она запросила подкрепление.
"Следую к месту, наблюдаю сильный дым черный и языки пламени. Как меня поняли, прием? Вызывайте дополнительные силы гарнизона и скорую помощь!" - говорится в расшифровке, опубликованной телеканалом РЕН ТВ.
Затем следует оживленный радиообмен с обсуждением числа спасенных, пострадавших и погибших пассажиров, а также необходимости выезда к самолету дополнительных сил спасателей и медиков. В конце говорится о потребности доставить воду на место крушения. "Нужно как-то воду организовать для пассажиров на место события, давайте как-то пооперативнее", - звучит на записи.
По официальным данным, в тушении участвовало 26 спасателей и шесть пожарных автомобилей, были задействованы машина газодымозащитной службы, четыре кареты скорой помощи. В ходе ликвидации возгорания использовано 73 тонны специального состава.