Pan-Pan: стало известно, что сказал вышке пилот сгоревшего SSJ-100

© Следственный комитет РФ / Перейти в фотобанкФрагмент обгоревшего самолета компании "Аэрофлот" Sukhoi Superjet-100 на летном поле в аэропорту Шереметьево
Фрагмент обгоревшего самолета компании Аэрофлот Sukhoi Superjet-100 на летном поле в аэропорту Шереметьево - Sputnik Латвия
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Расшифровка переговоров пилота "Суперджета" с диспетчерской Шереметьева подтвердила удар молнии в самолет и отказ системы автоматического управления

РИГА, 8 мая - Sputnik. В ходе полета командир аварийного Sukhoi Superjet 100 сообщил о потере радиосвязи и автоматического управления самолетом после попадания молнии, однако сигнал бедствия подан не был, следует из записи переговоров пилота с диспетчерами Шереметьева, которая попала в распоряжение СМИ.

В воскресенье, 5 мая, самолет компании "Аэрофлот" с 73 пассажирами на борту, следовавший рейсом 1492 из Москвы в Мурманск, вернулся в Шереметьево через 28 минут после взлета. В результате жесткой посадки воздушное судно разрушилось и загорелось, погибли 40 пассажиров и один член экипажа, шесть человек госпитализированы в состоянии разной степени тяжести.

Виктор Прядка - Sputnik Латвия
Прядка: экипажу SSJ-100 пришлось выбирать - жесткая посадка или верная смерть
Во вторник вечером ряд СМИ опубликовали расшифровку переговоров командира воздушного судна Дениса Евдокимова с диспетчерами Шереметьева. По данным РИА Новости, источник в Росавиации подтвердил подлинность радиообмена. Официально ведомство отказалось от комментариев до окончания расследования. Опубликованная аэропортом хронология событий дополняет картину авиационной катастрофы.

Удар молнии

Взлет "Суперджета" зафиксирован в 18:02. Через 10 минут Евдокимов запросил возврат в аэропорт вылета на аварийной частоте, сообщив об отказе радиосвязи и электрооборудования после удара молнии в самолет.

"Pan-Pan, Pan-Pan, Pan-Pan! Рабочее гнездо. Аэрофлот 1492. Москва подход. Москва подход. Просим возврат. 1492, потеря радиосвязи и самолет в direct mode", - доложил Евдокимов.

Поданный пилотом сигнал Pan-Pan означает возникновение на борту воздушного судна аварийной ситуации, которая не требует немедленного вмешательства. При этом на транспондере SSJ-100 был выставлен код 7600, обозначающий потерю связи. В случае бедствия экипаж подает сигнал Mayday и выставляет код 7700 - "катастрофическая ситуация на борту". В полете "Суперджета" такой код появился на ответчике судна в 18:29, за минуту до жесткой посадки.

В 18:16 Евдокимов доложил другому диспетчеру Шереметьева о выходе из строя системы автоматического управления самолетом, охарактеризовав при этом ситуацию как "штатную". На вопрос диспетчера: "Какая-нибудь помощь необходима будет?" прозвучал ответ: "Нет, пока все нормально. Штатно".

В ходе последующего радиообмена диспетчер разрешил самолету снижаться для выполнения посадки. "Прошу орбиту. Мы не готовы к заходу", - доложил в ответ Евдокимов. До момента, когда он сообщил о готовности начать снижение, связь несколько раз пропадала, реплики диспетчера оставались без ответа.

Следственные действия на месте аварийной посадки самолёта в аэропорту Шереметьево - Sputnik Латвия
СМИ узнали приоритетную версию ЧП с "Суперджетом"
После принятия решения о заходе на посадку пилот обратился к вышке за помощью и, получив необходимые сведения о полосе и скорости ветра, в 18:30 приступил к снижению. "Вот аварийный садится, проходит ворота ВПП, вот на пробеге, уточни у него, сможет ли он рулить самостоятельно", - переговариваются в это время сотрудники диспетчерской службы Шереметьева.

Как зафиксировали камеры наблюдения аэропорта, в ходе посадки воздушное судно несколько раз жестко соприкоснулось с поверхностью ВПП. В результате самолет стал разрушаться, случилось возгорание. Стойки с левой стороны подломились, лайнер завалился набок и остановился на траве между взлетно-посадочными полосами. Пожар охватил хвостовую часть "Суперджета". В 18:31 выпускаются аварийные трапы и начинается эвакуация пассажиров.

Давайте оперативнее: как сработали экстренные службы

В это же время руководитель полетов объявил тревогу, к лайнеру направились пожарные расчеты аварийно-спасательной службы Шереметьева. Согласно заявлению аэропорта, в 18:48 воздушное судно было полностью потушено.

Как следует из записи переговоров экстренных служб аэропорта, выезд на место крушения "Суперджета" сопровождался неразберихой. Первоначально к лайнеру была направлена одна пожарная машина. Позднее она запросила подкрепление.

"Следую к месту, наблюдаю сильный дым черный и языки пламени. Как меня поняли, прием? Вызывайте дополнительные силы гарнизона и скорую помощь!" - говорится в расшифровке, опубликованной телеканалом РЕН ТВ.

Затем следует оживленный радиообмен с обсуждением числа спасенных, пострадавших и погибших пассажиров, а также необходимости выезда к самолету дополнительных сил спасателей и медиков. В конце говорится о потребности доставить воду на место крушения. "Нужно как-то воду организовать для пассажиров на место события, давайте как-то пооперативнее", - звучит на записи.

По официальным данным, в тушении участвовало 26 спасателей и шесть пожарных автомобилей, были задействованы машина газодымозащитной службы, четыре кареты скорой помощи. В ходе ликвидации возгорания использовано 73 тонны специального состава.

© Sputnik / Сергей Мамонтов / Перейти в фотобанкОбгоревший фюзеляж самолета компании "Аэрофлот" Sukhoi Superjet 100 на летном поле в аэропорту Шереметьево
Pan-Pan: стало известно, что сказал вышке пилот сгоревшего SSJ-100 - Sputnik Латвия
Обгоревший фюзеляж самолета компании "Аэрофлот" Sukhoi Superjet 100 на летном поле в аэропорту Шереметьево
Лента новостей
0