РИГА, 6 мая — Sputnik. Действия экипажа самолета Sukhoi Superjet 100 и наземных служб позволили избежать еще большего количества жертв среди пассажиров, сказал в интервью Sputnik Беларусь заслуженный летчик России Владимир Романенко.
Самолет Sukhoi Superjet 100 "Аэрофлота", следовавший из Москвы в Мурманск, экстренно вернулся в воскресенье, 5 мая, вечером в аэропорт Шереметьево и совершил жесткую посадку после 28 минут полета. В результате пожара на борту погибли 40 пассажиров и один член экипажа.
Почему экипаж не слил топливо
"Superjet принадлежит к классу малофюзеляжных самолетов, и на нем не предусмотрен слив топлива в воздухе. Эта процедура, как и для всех ближнемагистральных самолетов, возможна только на земле", – отметил Владимир Романенко.
Для ближнемагистральных лайнеров такие посадки разрешены с условием соблюдения требований по перегрузке и обязательного последующего технического осмотра. Ввиду того, что у экипажа отсутствовала радиосвязь, выработка топлива под руководством диспетчеров была невозможна.
"Грозовое положение, молнии сверкают… В районе аэродрома, в непосредственной близости находятся другие воздушные суда. Поскольку экипаж не мог получать команд диспетчеров, КВС (командир воздушного судна – ред.) принял решение садиться, – пояснил Владимир Романенко. – Они приняли правильное решение".
Поймали "козла"
При этом вертикальная скорость была высокой, и "поэтому получился "козел" ("отскок" лайнера от взлетно-посадочной полосы после касания шасси – ред.). По всей видимости, не все системы управления самолетом сработали корректно при посадке в ручном режиме.
На кадрах с места катастрофы в Шереметьеве видно, как пассажиры покидают горящий самолет вместе с ручной кладью: сумками и даже чемоданами. Очевидно, это замедляло процесс эвакуации.
По словам опытного пилота, задерживать пассажиров с чемоданами – создавать еще больший затор в самолете. "Мало того, открыли багажный отсек, что привело к еще более сильному возгоранию в хвостовой части", – обратил он внимание.
Экипаж вдвое сократил время эвакуации
При этом надо отдать должное наземным службам: пожарные сработали на "пять", не сомневается эксперт.
"Они не могли стоять вдоль взлетно-посадочной полосы, в этом нет никакого резона. Находясь в стартовом режиме, пожарные расчеты просчитали место остановки лайнера, – пояснил Владимир Романенко. – Они поступили идеально: быстро прибыли, быстро потушили… Ну а что так получилось… Куда деваться: полные баки топлива… Хорошо, хоть этих пассажиров спасли".
"Если бы не экипаж, который сократил время эвакуации пассажиров почти в два раза от норматива, в лучшем случае в живых остался бы только сам экипаж и человек пять-шесть пассажиров", – резюмировал собеседник Sputnik.