Херманис едет в Москву... Не предательство ли это? Без гастарбайтеров нация в опасности!
Ведро орденов
Публицист Элита Вейдемане в Neatkarīga Rīta Avīze сетует на то, что латвийские государственные награды обесценились, так как вручают их часто и большому количеству людей, с поводом и без.
Очередь из министров, советников, руководителей департаментов и отделов, референтов и советников по общественным отношениям — всем раздали ордена и почетные знаки. Но ведь известно, что орденом Трех Звезд награждают за особые заслуги перед Отечеством. Какие заслуги перед нашим отечеством у, к примеру, референта департамента общественных отношений, или министра инфраструктуры? Экономического советника? Или официанта на прощальном банкете? Ах его не наградили? - язвит Вейдемане. - А надо бы было! Разницы ведь никакой, так как все люди хорошие.
Возможно у этих людей и вправду огромные заслуги перед Латвией, однако мы об этом ничего не знаем, пишет автор. А орденский капитул, как правило, хранит молчание.
Далее автор цитирует вождя Нацобъединения Райвиса Дзинтарса, который возмущается тем, что орденский капитул многократно игнорировал предложения присвоить орден Виестура символу движения сопротивления Гунаре Астре и национальным партизанам. Эти люди действительно рисковали своей жизнью. В то время, как ордена получили сомнительные люди - бывшие партийные функционеры и информаторы ЧК.
"Скажите, пожалуйста, орденский капитул, вам не стыдно"? - спрашивает журналист.
Вероятно стыдно. Иначе как объяснить тот факт, что уже на следующий день после этого выступления в газете капитул сообщил, что присвоил орден Виестура Гунаре Астре посмертно.
"Про Алвиса, Женю и Вову"
Портал Pietiek.com опубликовал письмо-обиду певца Айнарса Миелавса. Вначале он расшифровывает, о ком речь в заголовке. Алвис — это Алвис Херманис, латышский режиссер. Культовая для части латышского общества личность. Революционер латышского театра. Его постановка "Долгая жизнь" - шедевр. Поставленные им в Московском театре наций "Рассказы Шукшина" - лучшая пьеса, из когда-либо виденных Миелавсом. Выразитель своеобразного мнения на самые чувствительные для общества темы в свое время подчеркивал, что находится в "черном списке российской власти".
Вова — Владимир Путин. Президент России.
Миелавс напоминает о том, что СМИ активно тиражировали отрывок интервью Херманиса журналу Ir. Там режиссер говорил, что уже год готовит постановку про Горбачева и премьера ожидается через год. В русской постановке Горбачева будет играть Евгений Миронов. Спектакль будет идти в Новом Рижском театре и в руководимом Мироновым Московском театре наций. Это совместная постановка. Чтобы Херманиса, несмотря на его пребывание в черных списках, пустили в Москву, Миронов встретился лично с Путиным. Тогда Путин переговорил с ФСБ, следующим утром позвонил Миронову и сказал: "Твой антисоветский элемент может приезжать".
Получается, что Алвис пожаловался Жене, Женя позвонил Вове, Вова позвонил куда надо и в конце концов разрешил. Из мальчишеских времен певец помнит, что это называлось хвастовством: а мой брат занимается боксом! Взрослый Алвис говорит: "А мой друг может позвонить Путину". Неужели и после такого эпизода общество сделает вид, что ничего не произошло? - спрашивает Миелавс.
Но как раз у него такое право есть, уверен певец. Ведь кроме него ни у кого другого не хватило смелости с пальмовой ветвью в руке отправиться в логово русских Латвии с надеждой, что песня и слово помогут сделать их лояльной земле, на которой они живут.
"Быть может поздно, поэтому не получилось. Но я хотя бы попробовал. И этим до сих пор горжусь. А вы. Чем гордитесь вы, дочитавшие это до конца?",- завершает Миелавс на высокой ноте.
Быть может, обида связана еще и с тем, что коммерческие проекты певца на русском, а он выпускал диски на этом языке, в логове русских в России не имели такого же успеха, как постановки Алвиса.
А работать за нас будут украинцы
Для спасения латышской нации придется завозить инородцев. А то так и останемся свободные, но в пасталах, пишет Олафс Звейниекс в Latvijas Avīze.
Любая экономика зеленеет и распускается, если в ней функционируют два основных мотора — инвесторы, которые приносят капиталы, идеи и технологии, и доступная рабочая сила.
Но ведь совсем неподалеку, на Украине имеется большое число доступной рабочей силы. Все, кто имел дело с украинскими рабочими, отзываются о них наилучшим образом - они приезжают, чтобы заработать, и не чураются никакой работы. На самом деле они уже в Латвии вовсю работают, только зарегистрированы они для работы в ЕС не у нас, а в Польше. Конечно это нам не выгодно - платят-то они за регистрацию полякам, а не нам.
Ввоз рабочей силы пошел бы на пользу и латвийским предпринимателям, и латвийскому государству, и экономике в целом, заключает Звейниекс. Но как убедить читателя, что украинцы не несут угрозу латышскости? Автор утверждает, что, оказывается, в наши дни ситуация с украинцами серьезно отличается от массового наплыва советских граждан в Латвию в советское время.
"Социальные и политические проблемы надо решать обучением языку и интеграцией приехавших в общество с первых дней, не допуская, чтобы образовались сообщества, считающие себя отвергнутыми. Это реально, и Европе есть успешные примеры", - пишет журналист.
Когда латыши боролись за восстановление независимости, был популярен лозунг "В пасталах, но свободные". Но сегодня "пастальный" идеализм забыт, появилось стремление хорошо пожить. В конце концов, рядом с идеей "свободы в пасталах" всегда присутствовала и идея "жить как на Западе". Только пасталы могут стать реальностью для очень многих жителей Латвии, ибо неприятие инородцев и страх перед ними стали кандалами на ногах латвийской экономики.
"Так что, как ни парадоксально прозвучит, - для сохранения и выживания латышской нации сегодня нужно завозить инородцев", - заканчивает автор.