РИГА, 19 апр — Sputnik. Министерство образования и науки представило новый план реформирования школьной сети в Латвии. Это попытка оптимизировать школьную сеть, но не закрывать школы в малонаселенных районах.
Министр образования Илга Шуплинска (Новая консервативная партия) предлагает пересмотреть план реформирования школьной сети, чтобы не закрывать учебные заведения "механически". Политик выступила с предложением создать четыре региональных блока с разными критериями минимального числа учеников.
Один из региональных блоков - латвийские города с населением более пятидесяти тысяч человек. Это Рига, Даугавпилс, Лиепая и Елгава.
Затем следуют административно-территориальные центры и Пририжье, где в начальной школе предлагается установить порог по числу учеников на уровне трехсот: по норме будет по 25 учеников в классе и два параллельных класса, а в средней школе по 20 учеников в классе и также два параллельных класса.
Третий региональный блок - территории волостей. Там минимальное число школьников в начальной школе может достичь 35 - по шесть школьников в среднем в каждом классе. Эти начальные школы будут работать как филиалы других образовательных учреждений, у них не будет отдельной администрации.
Те же условия будут для школ, которые включат в последнюю группу. В нее войдут территории, которые находятся по меньшей мере в 25 километрах от ближайшего учебного заведения. В первых трех классах начальных школ этой группы должно будет быть по меньшей мере пятнадцать школьников, в среднем по пять школьников в одном классе.
"Школа должна отказаться от модели, в которой 24 ребенка учат шесть учителей на 0,2 ставки. Мы рекомендуем, чтобы было два-три учителя, которые работают с полной нагрузкой. Мы предполагаем, что тогда их отдача, качество будет выше, и уровень удовлетворенности учителей жизнью будет выше", - заявила Шуплинска.
Где взять универсалов
Предложение Шуплински передано на рассмотрение самоуправлениям. При первом ознакомлении Союз самоуправлений идею одобрил.
"Наша политика такова, что начальная школа, с первого по шестой класс, должна быть ближе к месту жительства. Этого можно достичь, сделав школы филиалами", - объяснила советница Союза самоуправлений по вопросам образования Инара Дундуре.
Она приветствует идею отменить принцип "деньги следуют за учеником" - ставки будут определяться для этих объединенных школ.
А вот у профсоюза учителей возник вопрос, как можно будет обеспечить малые школы педагогами, которые могли бы преподавать более одного предмета.
"Нужно понимать, что новые педагоги-универсалы, которые смогут преподавать все предметы, окончат вузы в 2024 году. На сегодня недостаточно профессиональной подготовки, чтобы меньше учителей могли преподавать с первого по четвертый класс", - объяснила глава профсоюза Инга Ванага.
Этот план не означает, что малые школы или объединенные школы не должны будут соответствовать установленным критериям. Сами критерии министерство обещает представить летом, а новый порядок может вступить в силу уже в будущем году.