Латвия по части запретов бежит впереди всех паровозов. Вы не в мешках КГБ? Просто повезло родиться позже
"Красная печать" в мышлении
Диана Янце в Latvijas Avīze до глубины души возмущена тем фактом, что в Википедии и других источниках биографические справки о выдающихся латышах сопровождаются красным флажком со всеми серпами и молотами, так как им не повезло, и они родились в СССР.
Она не думает, что нашлось бы много латвийских художников, которые хотели бы акцентировать внимание на том, что родились в СССР. Возможно, этот серп и молот, эта красная печать рядом с латышской культурой является еще одним напоминанием о том, что мы были подчинены.
"Цвети наша республика!" - так в 1947 году вынужден был писать поэт Александр Чак. И факт его преждевременной смерти также подтверждает красная советская печать.
Возможно, авторам латышского раздела Википедии кажется важным подчеркнуть политические реалии, не считаясь с культурным смыслом. Везде ли так? Диана приводит пример финского раздела онлайн-энциклопедии. Например финский писатель Франц Эмиль Силланпе родился в 1888 году. Но нигде не указано, что он появился на свет в Царской России, в Великом княжестве финском, а Финляндии, как страны, не существовало. Поэтесса и писатель Лело Тунгале. Родилась в Эстонии в 1947 году, училась в Туртусском университете. Рядом со справкой — флаг независимой Эстонии.
Возвращаемся на латышские страницы. Певица Иева Акуратере родилась в 1958 году. Рядом — красный флаг, несмотря на то, что ее песни многие считают одним из символов независимости. Справку о поэтессе Инессе Зандере украшает волнистый флаг Латвийской ССР.
Вероятно автор статьи наивно верит в то, что если вымарать из Википедии все упоминания о существовании СССР, то жизнь станет счастливее, жизнь станет веселее.
А судьи кто?
Гуру латвийской креативной рекламы Эрик Стендзениекс на портале Pietiek.com отреагировал на недавнюю публикацию в газете DDD некролога на смерть советского генсека Леонида Брежнева, который в 1982 году в газете Cīņa вышел из-под пера первого лидера Народного фронта Латвии журналиста Дайниса Иванса.
В то же самое время Стендзениекс не торопится с критикой в адрес борца за независимость Латвии.
"Многим из нас просто повезло родиться на несколько лет позже, чтобы можно было стать шпионами ЧК. Это независящее от нас преимущество судьбы, благодаря которому нам так удобно казаться лучше тех, чья карточка оказалась в мешках ЧК", - написал Стендзениекс.
Он также пожелал всем критикам Иванса сделать для Латвии хотя бы один процент того, что сделал первый глава Народного фронта.
"Пока что они этого не сделали. Жевание соплей нельзя назвать храбрым и несокрушимым принципом руководства государством. Мы ушли от мудрости Гунара Астры и Атаолса Берзиньша о неповиновении власти, самопожертвовании и борьбе. Хватит говорунов. Теперь снова нужны люди дела", - заключил Стендзениекс.
Латвия – сверхдержава запретов
Политтехнолог Юргис Лиепниекс на портале puaro.lv пишет: "Я не могу смотреть на то, как в стране, где в правительстве вроде сидят партии, называющие себя либеральными или центристскими, постоянно принимаются законы по принципу – поищем, что в какой стране мира запрещено, и запретим это и в Латвии.
Так, в Латвии есть правила Кабинета министров, запрещающие ездить на эму.
Помимо стремления латвийских политиков поучать всех, как правильно жить, время от времени они увлекаются абсолютно ненужной рабской покорностью разным международным институциям. Например в переговорах Латвии с OECD о банковском регулировании без всяких дискуссий в нашей стране принято уникальное определение РЕР или политически значимых лиц, какого нет ни в одной другой стране OECD.
То есть латвийские политики настолько услужливы, что как бы говорят международным организациям: да, да, мы понимаем ваши требования, мы не только их принимаем, мы сделаем свою, еще более строгую латвийскую версию, лишь бы только вы были довольны.
Если в банковском секторе еще понятно, как возникают такие излишние меры – ими просто пытаются прикрыть коррупцию и тотальное безделье в других аспектах, связанных с банковским надзором, и можно надеяться, что здесь что-то может измениться, то в других сферах не ясно, как вычистить рабские гены.
Например, в середине прошлого года в Латвии, как выяснилось, принят закон, заставляющий всех граждан Латвии соблюдать не только санкции Совета по безопасности ООН и ЕС, но и все индивидуальные санкции стран-участниц НАТО. Автору кажется преувеличением и глупостью, что ему как гражданину Латвии, теперь придется следовать каждой санкции, установленной, к примеру, Турцией.
Автору не удалось найти информацию ни по одной другой стране НАТО, где бы существовал такой же закон, как в Латвии. Ни одна другая страна НАТО ни коим образом не принимает во внимание и не ставит в обязанность своим гражданам соблюдать национальные санкции Латвии. Почему же Латвии опять нужно бежать впереди всех паровозов и, не сохраняя ни собственного достоинства, ни принятого во внешней политике принципа равноценного ответа, принимать такие законы, абсолютно не ясно.
Беда в том, завершает Лиепниекс, что каждый такой запрет делает Латвию менее привлекательной и для местного бизнеса, и для инвесторов, и, главное, делает сложнее жизнь тех немногих латвийских предпринимателей, которые экспортируют свои товары или услуги, то есть тем немногим, кто зарабатывает Латвии деньги.