РИГА, 16 мар — Sputnik, Михаил Губин. И снова 16 марта столица Латвийской Республики привлечет к себе внимание журналистов всего мира. В этот день в Риге пройдет традиционное празднование так называемого дня памяти латышских легионеров. На данный момент его нет в календаре официальных памятных дней. Но Национальное объединение упорно старается его туда вернуть. И, возможно, однажды им это удастся.
Подписано Гитлером
Вопрос, почему шествие в честь тех, кто сражался в латышских дивизиях СС, проходит именно 16 марта, задавался неоднократно. Казалось бы, для этого есть более подходящие исторические даты. Но все они какие-то неудобные.
Например, известно, что Гитлер подписал приказ о создании Латышского добровольческого легиона СС как единой боевой единицы 10 февраля 1943 года. Сохранился соответствующий документ с подписью фюрера. Но этот день почему-то никто не празднует.
Зато по крайней мере до 1952 года День легионера отмечали 20 марта. Именно в этот день в 1943 году первые военнослужащие Латышского добровольческого легиона СС — генерал Рудольфс Бангерскис и полковник Артурс Силгайлис принесли торжественную присягу Гитлеру. Тогда было официально сообщено, что приказом рейхсфюрера Гиммлера генералу присвоено звание бригадефюрера СС, а полковнику — штандартенфюрера СС.
Этот день и считался днем основания Латышского легиона СС. Скорее всего, после войны бывшие латышские эсэсовцы, объединившиеся в организацию Daugavas Vanagi ("Соколы Даугавы"), не решались отмечать именно этот день. Но нашли повод отмечать ближайший.
На конференции в Лондоне, 11 апреля 1952 года, штандартенфюрер Вилис Янумс предложил дату 16 марта. Свою речь он закончил словами "Борьбе "Соколов Даугавы" нет конца, она продолжается и будет продолжаться!"
Интересно, что знаменитая книга "История Латвии. ХХ век" (которую Вике-Фрейберга когда-то подарила Путину) подробно описывает историю и боевой путь латышских дивизий СС, но не дает ответа на вопрос: что же они отмечают 16 марта?
Зато в вышедшем в 2007 году толстенном фотоальбоме "Латышские легионеры" из предисловия к главе "Борьба латышских легионеров на восточном фронте" можно узнать, что 16 марта 1944 года боевая группа под командованием Артурса Силгайлиса возле реки Великая (в Псковской области) отбила у красноармейцев высоту с отметкой 93,4. А поскольку в этой группе были легионеры из обеих латышских дивизий Waffen SS (15-й и 19-й), то было решено этот день и отмечать.
Далее латышские эсэсовцы с боями отступали до латвийской территории. За эти бои командующий 18-й немецкой армии выразил им благодарность.
Made in USA
Сначала День легионеров отмечали там, где проживало много бывших эсэсовцев и их потомков. Например, в марте 1958 года газета Latvija Amerikā ("Латвия в Америке") писала: "В этом году День легионеров в Филадельфии отметили 15 марта, в субботу как в самый подходящий день для широких торжеств. Значимый день предварило небольшое выступление по местному латышскому радио, призвавшее слушателей хотя бы на мгновение обратить свои мысли к тяжелой борьбе латышского народа".
В Латвии впервые этот день отметили в 1990 году.
"На братском кладбище полностью открыто был отмечен День памяти легиона. Десятки тысяч легионеров — старики, их друзья, родственники, все, кому близка история Латвии того времени, вспомнили время создания легиона и связанные с этим события. День легиона также отметили в Лиепае, Елгаве и других городах Латвии", — писала газета "Латвияс Яунатне".
Вообще-то этот день пытались отметить и в 1989-м, но тогда братское кладбище в Риге было оцеплено милицией и бывшим легионерам не дали возложить цветы к монументу Матери-Латвии.
На кладбище отмечали до 1998 года, и никого это особо не беспокоило. На Рижском братском кладбище 16 марта 1995 года был торжественно перезахоронен группенфюрер СС Рудольфс Бангерскис, генеральный инспектор легиона. Из-за этого посол России никогда не принимает участия в траурной церемонии на этом кладбище.
А шествие от Домской площади к памятнику Свободы в Риге впервые прошло в 1998 году — и сразу вызвало международный скандал.
К тому же в нарушение приказа министра обороны в шествии принял участие командующий Национальными вооруженными силами полковник Юрис Далбиньш, в военной форме. За что был снят с должности. Он оправдывался тем, что 16 февраля официально значится в списке памятных дат.
Календарные беспорядки
И действительно, 17 июня 1998 года Сейм принял поправки к закону о праздничных и памятных днях, предусматривавшие, что впредь 16 марта будет Днем памяти латышских воинов.
С этого времени началась борьба за удаление 16 марта из этого списка. Сначала такое предложение подавали депутаты объединения "За права человека в единой Латвии" — в марте и в октябре 1999 года. Их поддержала партия Latvijas Ceļš, но Сейм отклонил.
Восторжествовала точка зрения, что необходимо разъяснить миру "особое положение" латышских солдат во время Второй мировой войны, чтобы не возникло "неправильного представления" о их роли.
С таким предложением 11 февраля 1999 года выступил командующий Национальными вооруженными силами Раймондс Граубе. Он заявил, что, правильно разъяснив значение 16 марта, Латвия не вызовет осуждения, как в прошлом году.
Но мир опять осудил. А ведь Латвия собиралась вступать в НАТО и ЕС.
Поэтому в ноябре с предложением отменить 16 марта как день памяти латышских воинов выступила правящая в то время Народная партия, и эту инициативу поддержала президент Вайра Вике-Фрейберга. По ее мнению, присвоение статуса памятного дня этой дате было ошибкой, вызвавшей негативные последствия на международной арене. Похожую точку зрения потом высказывал и президент Гунтис Улманис.
И вот 9 декабря 1999 года Сейм в первом чтении поддержал исключение из списка памятных дней Дня памяти латышских воинов — 16 марта — и принял поправки к закону о праздничных и памятных днях, которые предусматривают, что надо отмечать этот день 11 ноября — в День Лачплесиса. За отмену памятного дня проголосовали 65 депутатов, против были 17, а четверо воздержались.
Все это было продиктовано недовольством Евросоюза. Тем не менее, недавно глава Национального объединения Райвис Дзинтарс заявил, что все было сделано под давлением России.
"Такое поведение 7-го Сейма может трактоваться как отступление от исторической правды и прежних интерпретаций вопросов истории Латвии двадцатого века. Цель нашего законопроекта исправить эту ошибку, допущенную 7-м Сеймом, и восстановить историческую справедливость", — подчеркнул Дзинтарс.
Надо признать, что попытка России повлиять на это решение 7-го Сейма действительно была. Но ее можно рассматривать как курьез.
Дело в том, что 18 марта 1999 года депутаты Государственной думы России единогласно попросили Сейм Латвии перенести день памяти латышских воинов с 16 марта на другое число.
Инициатором письма в Сейм Латвии был депутат Госдумы от группы "Регионы России" Евгений Зеленов, утверждавший, что 16 марта — неудачная дата. Поскольку в этот день легионеры были разбиты. Госдума предлагала чтить память легионеров не 16, а 17 марта. Смешно.
После исключения 16 марта из списка памятных дат началась борьба за его возвращение в этот список. Подобные предложения неоднократно подаются каждый год, первый раз — 13 декабря 1999 года.
Из года в год
Каждый год правительство заявляет, что министры не должны участвовать в шествии к памятнику и что настоящий день памяти латвийских воинов — 11 ноября. Но депутаты, теперь уже от Национального объединения, каждый раз идут в колонне.
Впрочем, сами шествия проходили не всегда.
В 2001 году памятник Свободы был огорожен строительными лесами, легионеры почтили память погибших однополчан только торжественным молебном в Домском соборе и на братском кладбище. В 2002 и 2003 годах шествия были несанкционированными и малочисленными. А в 2004 году страна вступала в ЕС и НАТО и сами ветераны СС отказались участвовать в мероприятии, чтобы не испортить образ Латвии. Присутcтвовала в основном молодежь.
Пожалуй, самая движуха началась с 2005 года. Тогда антифашисты заблокировали пешеходный переход на улице перед памятником Свободы, не позволяя участникам шествия пройти к нему. За неподчинение требованиям полиции 35 человек были задержаны.
Несколько противников процессии были одеты в тюремные робы, что позволило президенту Вике-Фрейберге в следующем году заявить: "Есть силы и организации, которые готовятся к 16 марта, как бразильцы к карнавалу. Шьют костюмы, планируют сценарии, говорят с журналистами и устанавливают на выгодные позиции камеры".
В 2006 году полиция к памятнику Свободы никого не пустила, все прошло на Ратушной площади.
В следующие годы шествия были. Одни шли, другие кричали "Фашисты!", между ними стояла полиция.
Пока в 2013 году впервые возле памятника Свободы антифашисты не организовали музыкальное сопровождение: какое-то время звучал "Бухенвальдский набат" в исполнении Муслима Магомаева, перекрывавший все остальные звуки. Затем пошла запись, в которой на латышском языке хорошо поставленным дикторским голосом участникам процессии рассказывали о преступлениях "команды Арайса" и латышских легионеров СС.
Депутаты Сейма от Национального объединения Райвис Дзинтарс, Янис Домбрава и Имантс Парадниекс пытались пробиться сквозь оцепление полиции, чтобы выключить запись, но полиции удалось сдержать натиск народных избранников. Разразился скандал, чуть не стоивший поста министру внутренних дел.
В 2014 году в шествии принял участие министр охраны среды и регионального развития Эйнарс Цилинскис из Национального объединения. После чего лишился должности.
Накануне писательница, бывший дипломат Анна Жигуре и ее супруг финский писатель Юка Рислаки обратились с призывом отменить шествие легионеров 16 марта, "чтобы доставить врагам Латвии большое разочарование". Писатели отмечали, что проведение шествия в этом году было бы стратегической ошибкой, так как именно в этот день в Крыму пройдет референдум об отделении от Украины.
В 2015 году около пятнадцати представителей Латвийского антифашистского комитета после шествия "продезинфицировали" площадь у монумента. Представители комитета были одеты в белые костюмы с надписью "дезинфекция", а в руках держали ведра и щетки.
В 2016 году у памятника Свободы был задержан британский журналист Грэм Филлипс, он был доставлен в полицейский участок, а затем депортирован из страны. Тогда же впервые были замечены люди с флагом украинского батальона "Азов".
В прочие годы особенных инцидентов не было, да и само шествие давно уже превратилось в рутинное и скучное мероприятие. Никакие фашисты в форме здесь никогда не маршировали, что бы там ни утверждали иные российские журналисты и блогеры.
Однако если 16 марта cнова станет официальным памятным днем, все может обостриться.
В прошлом году Сейм Латвии отклонил предложение Нацобъединения. Националисты давили, более умеренные латышские партии боялись отдавать им инициативу и проводили внутрипартийные дискуссии.
Несмотря на отрицательное решение парламента, Нацблок подчеркнул, что от идеи придать 16 марта официальный статус не отступится, пока ее не поддержит "более патриотичный созыв Сейма".
Опять же, если, не дай Бог, в нынешнее 16 марта что-то случится, то в этом обвинят лично Путина, и националистам станет легче продавить свою инициативу.
Сам же Райвис Дзинтарс считает, что объявление 16 марта официальной датой никаким расколом общества не угрожает. "Эту дату уже сейчас празднует большая часть общества", — уверен он.