Юрий Каннер, президент Российского еврейского конгресса, вице-президент Всемирного еврейского конгресса, для РИА Новости.
Те, кто до сих пор выходит под знамена легиона и аплодирует им с тротуаров, утверждают, что чествуют не ветеранов СС, а борцов за независимость Латвии: они вступали в легион, чтобы противостоять "советской оккупации". Надо учитывать исторические обстоятельства и нельзя лишать народ памяти.
Это правда. Но правда и то, что это было подразделение войск СС, и костяк его составляли коллаборационисты и фашисты, которые к моменту создания легиона уже проявили себя: вместе с нацистами очистили Латвию от евреев. Девяносто тысяч евреев (70 тысяч местных и 20 тысяч привезенных из других стран Европы) уничтожены ими с небывалой жестокостью и энтузиазмом. Был среди них и национальный герой Латвии, легендарный летчик, писатель, путешественник и плейбой, "латышский Сент-Экзюпери" Герберт Цукурс — один из самых жестоких палачей Рижского гетто. Он развлекался тем, что вырывал из рук матерей младенцев, подбрасывал их в воздух и расстреливал на лету. Через двадцать лет после войны агенты Моссада выследили и убили его в Уругвае. А в независимой Латвии он стал героем, вошел в учебники истории, о нем издают книги, поставили мюзикл.
Нельзя отнимать у народа память, но и секвестировать ее тоже нельзя. Если легионеры СС — герои, то и Цукурс герой. Если они самоотверженные патриоты, то и он — великий летчик, а не детоубийца. Трудно не увидеть связи между маршами легионеров и прощением палачей.
Разделение памяти по национальностям — проблема не только Латвии. На Украине ведется усиленная героизация солдат ОУН-УПА (Организация украинских националистов — Украинская повстанческая армия, запрещены в РФ), значительная часть из которых тоже служила в коллаборационистских формированиях СС и полицейских подразделениях нацистов во время войны. На их руках кровь полутора миллионов украинских евреев, загубленных в годы Холокоста, тысяч украинских поляков. Но и их изображают всего лишь самоотверженными патриотами, борцами за независимую Украину. И там — марши, памятники, переименования улиц в честь палачей моего народа.
Жестокое и кровавое прошлое не может тянуть нас назад. Мы живем в настоящем ради будущего. Но именно потому нельзя делать героями убийц безоружных, детей, стариков и женщин — всех причастных к геноциду, какими бы благими целями не оправдывались эти зверства. Секвестр памяти опасен прежде всего для нас сегодняшних. Как для евреев, так и для украинцев, латышей и русских. Для людей вообще.