РИГА, 4 мар — Sputnik. Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш обещает бороться с отмыванием денег в стране, но напоминает, что Евросоюз тоже не безвинен, пишет Bloomberg.
В прошлом году третий по размеру банк Латвии был ликвидирован, а глава Центробанка Илмарс Римшевичс обвинен в коррупции. Это было только начало крупномасштабных финансовых скандалов в странах Балтии, среди которых - обвинение эстонского филиала Danske Bank в отмывании 230 млрд долларов.
Спустя год Римшевичс вернулся на работу в Банк Латвии после того, как суд ЕС признал незаконным его отстранение от должности, а ликвидаторы ABLV до сих пор не могут решить, что делать с депозитами банка.
Молоко за 150 миллионов
Кариньш обещал реформу финансовых регуляторов, чтобы вернуть доверие инвесторов, а также заявил, что хочет ввести "презумпцию виновности" и добавить регуляторам полномочий для борьбы с "грязными деньгами", и призвал другие государства последовать его примеру.
"Когда вы идете в магазин покупать молоко, кассир никогда не спрашивает, откуда вы взяли 1,5 евро, он просто берет ваши деньги и улыбается. Раньше так поступали, и когда вы приносили 150 млн евро," - говорит Кариньш.
"Мы не более виновны, чем другие страны, но мы просто оказались на линии огня. Мы изменим свои методы. Вопрос в том, поступит ли так же остальная Европа?"
Начиная с 2016 года в Латвии ужесточили правила, чтобы избавиться от рискованных банковских клиентов. Однако, хотя несколько банков были оштрафованы за участие в банковском мошенничестве в Молдавии и за финансовые сделки с КНДР, это не помешало Минфину США обвинить банк ABLV в отмывании денег и исключить его из финансовой системы США. Это привело к ликвидации банка, который до сих пор отрицает свою вину.
Латвия не единственная страна, оказавшаяся в центре скандала с отмыванием денег. Балтийские филиалы Danske Bank и Swedbank признались, что сквозь них проходили подозрительные деньги и они потеряли на этом миллиарды долларов. В нескольких скандалах оказался замешан и Deutsche Bank, что вызвало вопросы к качеству банковского контроля в Европе.
"Борьба с отмыванием денег должна вестись на всех уровнях. Если деньги отмывались через, скажем, эстонский филиал Danske Bank, они не уплыли в море. Они оказались где-нибудь, скажем, в Найтсбридже (престижный район Лондона - ред.). Теперь правительство Великобритании начало просить владельцев дорогой недвижимости рассказать об источниках их доходов. Так и должно быть," - говорит Кариньш.
Правительство Латвии борется с последствиями репутационного вреда, который нанесли ему прошлогодние финансовые скандалы. Кариньш должен ужесточить правила или рисковать тем, что Латвия попадет в "серый список" Совета Европы, что повредит ее экономическому росту.
Однако, по словам Кариньша, он намерен не только избежать попадания в "серый список", но также завоевать доверие инвесторов и привлечь их в Латвию.
"Для этого мне нужна первоклассная банковская система, где ни к чьей репутации нет вопросов," - говорит он.