РИГА, 27 фев — Sputnik. Европейские политики неоднократно говорили о том, что за климатическими протестами студентов и школьников стоит Россия, но могут ли они доказать эти обвинения, спрашивает Forbes. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
В четверг и пятницу улицы Брюсселя снова были заполнены протестующими учениками, пропускающими занятия в школе. Они требовали принять меры в связи с изменением климата. Это движение возглавила шестнадцатилетняя активистка из Швеции Грета Тунберг, которая в прошлом году своим одиночным протестом у здания шведского парламента вызвала всемирное движение студенческих забастовок.
Бельгийские ученики пропускают школу каждую пятницу, начиная со 2 декабря, в рамках движения #FridaysForFuture (пятница для будущего). До этого они выражали своё недовольство бельгийским правительством, а теперь и институтами Европейского Союза, базирующимися в Брюсселе.
Тунберг выступила с речью перед Европейским социально-экономическим комитетом, органом, консультирующим ЕС от лица профсоюзов и гражданского общества. Среди присутствующих был и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
"Мы знаем, что большинство политиков не хотят говорить с нами, — сказала она. — Хорошо. Мы тоже не хотим с ними говорит. Мы хотим, чтобы вместо этого они поговорили с учеными. Чтобы послушали их. Потому что мы всего лишь повторяем то, что говорят они, и о чем говорилось десятилетиями".
Также она осудила политиков, которые говорят о "российском следе" в климатических протестах молодежи.
"Они отчаянно пытаются перевести внимание с климатического кризиса и сменить тему. Они не хотят говорить об этом, потому что знают, что не смогут выиграть в этом бою. Потому что знают, что не выполнили свою домашнюю работу", сказала Тунберг.
Тунберг открыто ссылалась на канцлера Германии Ангелу Меркель. Ранее в этом месяце на Мюнхенской конференции по безопасности, ежегодной встрече европейских и американских лидеров для обсуждения вопросов обороны и геополитики, Меркель упомянула протесты в контексте "гибридной войны" России .
"В Германии сейчас протестуют дети, выступая за защиту климата — и это действительно важная проблема, — сказала канцлер. — Но сложно вообразить, что дети спустя годы и без чьего-либо внешнего воздействия вдруг осознали, что должны принять участие в этом процессе".
Меркель столкнулась с немедленной негативной реакцией на свои комментарии, и ее представитель быстро поменял позицию, заявив в Twitter, что канцлер использовала климатические протесты как пример того, как кампании могут быть мобилизованы в интернете.
"Интерес учеников к климатической проблематике — это то, что она явно одобряет" — заявил он.
Месяц назад такое же обвинение выдвинула министр экологии Бельгии Жоке Шовигле.
"Я знаю, кто стоит за этим движением. Как за воскресными демонстрациями, так и за прогульщиками, — сказала она аудитории, состоящей из фермеров. — Мне также сообщили об этом из органов госбезопасности. Я могу гарантировать, что не только я "вижу призраков", и что климатические демонстрации — это нечто большее, чем спонтанные акции солидарности".
Однако бельгийские службы государственной безопасности выступили с заявлением, что не сообщали министру ничего подобного "ни в устной, ни в письменной форме". Шовигле была вынуждена уйти в отставку.
Изменение климата объективно является реальной и серьезной проблемой. Зачем нужно манипулировать студентами, чтобы они протестовали против бездействия в борьбе с ней?
Но обвинения в российских манипуляциях продолжаются. В понедельник министр иностранных дел Украины Павел Климкин, находившийся на встрече министров иностранных дел ЕС в Брюсселе в качестве гостя, заявил журналистам, что Россия "определенно" стоит за студенческими протестами.
"Россия поддерживает разжигание беспорядков вокруг Европы, потому что цель России — ослабить демократические институты и ЕС в целом. Протесты против изменения климата? Определённо да. Различные псевдоэкологические организации? Посмотрите на Италию, где они пытаются разрушить будущие газовые сети", - сказал он.
В Апулии, восточном регионе Италии, нарастают протесты против планируемого Трансадриатического трубопровода (TAP) для передачи газа из Азербайджана в Европу в обход России.
Слова Климкина вызвали замешательство, поскольку студенческие протесты никак не упоминали газ.
Однако тот факт, что так много политиков намекают на спонсирование Россией студенческих климатических протестов, говорит о том, что они могут знать то, чего не знаем мы. Если это так, они должны поделиться конкретным перечнем того, что они знают и что заставляет их предъявлять эти обвинения. И тогда студенты смогут судить сами, хочется ли им участвовать в движении, которое, возможно, возникло благодаря пропаганде России.
Даже если бы были представлены доказательства того, что Москва разжигает огонь, это не ослабит студенческий энтузиазм. В конце концов, кто бы ни помогал студентам собраться вместе, они чувствуют, что выступают за благое дело, которое не имеет ничего общего с Россией (и фактически противоречит интересам России как гигантского экспортера энергоресурсов).