Кем были гестаповцы на "узких улочках Риги" и другие тайны сыска

© Sputnik / IGOR MEIDENЕвгений Шабанов
Евгений Шабанов - Sputnik Латвия
Подписаться
Сыщик Евгений Шабанов раскрывает секреты работы на страницах своих книг и в интервью Sputnik Латвия

РИГА, 24 фев — Sputnik, Евгений Лешковский. Книги уважаемого латвийского сыщика Евгения Шабанова "Блокнот, авторучка и пистолет" и "Работаем тихо, ребята!" популярны не только у него на родине, но и в России.

Их читают и коллеги Шабанова по цеху, и даже криминальные авторитеты. А сейчас автор думает над двумя сценариями для российских продюсеров - к художественному фильму и к мультипликационному.

© Sputnik / IGOR MEIDENКниги Евгения Шабанова
Кем были гестаповцы на узких улочках Риги и другие тайны сыска - Sputnik Латвия
Книги Евгения Шабанова

Рижанин Евгений Шабанов в 1970 годы окончил с отличием знаменитую Высшую школу милиции в Омске, а потом работал более 35 лет вначале в Уголовном розыске советский Латвии, а затем в Бюро по борьбе с организованной преступностью Криминальной полиции уже новой республики.

Несколько лет назад он попал "по возрасту" под очередное сокращение, уволился и начал писать увлекательные книги, в которых сочетаются и документалистика, и мемуары, и классический литературный детективный жанр.

Гестаповцы - переодетые советские следователи

Когда вышла его первая книга "Блокнот, авторучка и пистолет", ее с интересом читали не только бывшие коллеги, но и представители преступного мира.

Хотя сборник разных историй "из жизни" - это литературное произведение, автор в нем часто не менял ни имен, ни фамилий, и реальные дела не переписывал. Многие в книге нашли себя, например, те, кто играли гестаповцев в фильме "Семнадцать мгновений весны", "сопровождавших" добродушного профессора Плейшнера.

Зал судебных заседаний - Sputnik Латвия
Криминальная Латвия: чем занимаются полицейские, прокуроры и судьи в стране

Мало кто знает, что "вели" его реальные сотрудники советского Уголовного розыска, которых режиссер Татьяна Лиознова попросила сыграть нацистов. Она посчитала, что только настоящие профессионалы смогут сыграть настоящих профессионалов, если речь идет о слежке. Гестаповцев на "узких улочках Риги" сыграли старший инспектор отдела Уголовного розыска Лягушев и младший инспектор Коротков.

Так вот, тираж первой книги автора в латвийских магазинах давно закончился. А теперь заканчивается и тираж второй - "Работаем тихо, ребята!", которая, кстати, вышла в прошлом году аккурат к Международной книжной ярмарке во Всероссийском выставочном центре в Москве. Обе книги печатали в Московской области и потом распространяли не только по всей Латвии, но и в России.

То, о чем нельзя писать

Полковник Евгений Шабанов рассказал Sputnik Латвия, что книг о работе латвийского Уголовного розыска и Криминальной полиции раньше не было. Этим структурам, как понимаете, здесь, в маленькой стране, реклама совершенно ни к чему, да и люди, работающие там, совершенно непубличные.

Первый сборник историй был о работе в Угрозыске с начала 1980-х до 1990-х, второй - до 2004 года, а третьего, скорее всего, и не будет вовсе, поскольку информация о многих делах, которые вел оперативник Шабанов, еще закрытая.

Присяжный адвокат Михаил Черноусов  - Sputnik Латвия
Носки разведчика Леопольда и секретные документы в огне: сыск, который вечен

"Пока я работал в системе МВД, делал какие-то "заметки на полях" - для себя, думая о том, что когда-нибудь напишу мемуары. Хотя какие-то литературные поползновения у меня были еще в советские годы. Я тогда попробовал что-то написать, понятно, - о том, о чем можно, - и отправил это в журналы "Советская милиция" и в "Искатель". Оттуда пришли ответы: мол, интересно, но не для публикации, а почему - вам должно быть понятно… Ясное дело. Надо еще ждать, ну и, конечно, оттачивать талант не только в работе оперативника", - вспоминает Шабанов.

Уголовный розыск, по его словам, даже в системе МВД - это совершенно другой мир, он для любителей, так сказать, самых острых ощущений, и еще для тех, кто всегда хотел стоять за правду.

Лондону до советской Риги было далеко

"В советские годы в рижском Уголовном розыске изобрели своего рода очень хороший "велосипед" - систему, чтобы успешно раскрывать преступления. И если у нас тогда раскрываемость опускалась ниже 80%, так это считалось совсем плохой работой. Начальству тогда холку намыливали в министерстве так, что мало не казалось. При этом нам всегда ставили в пример "успешные страны Запада", например, Англию. И мы этому верили. Но мне еще в 1980 годы попалась официальная статистика раскрываемости преступлений в Лондоне за год. Я дар речи потерял: лишь 9 -13%. А у нас - под 80%. Вот вам!", - рассказал сыщик.

Он напомнил, что Рижский уголовный розыск славился на весь СССР. Ригу так и вовсе называли "могилой карманных воров". Хорошо была поставлена борьба с квартирными кражами, грабежами, разбоями. По тяжким преступлениям раскрываемость иногда была 86%.

Сейчас сложно себе такое представить, но в советские годы в Латвии не было вообще заказных убийств и рэкета. И наркотики, такие, как кокаин, героин, кислоты разные, тут не появлялись - только "травка" и "соломка". Шабанов помнит, когда в 1980-е тут впервые задержали партию героина. Дело гремело на весь СССР: КГБ на уши подняли, разборки шли на уровне ЦК.

Председатель Союза писателей России Николай Иванов - Sputnik Латвия
Кто создаст настоящего героя: "шумы" и "сигналы" в современной русской литературе

"Но потом, когда Союз кончился, пришел, как говорится, дурак и сломал "велосипед". Начали все перестраивать, переделывать. В результате был бардак. Конечно, система худо-бедно это пережила. Но… Раньше-то у нас работали фанатики своего дела, а потом отношение к профессии у людей сильно изменилось", - с сожалением констатировал Шабанов.

Как воры территорию для работы делили

Еще о чем мало известно. В советские годы нравы в криминальном мире были очень строгие. Например, в Ригу не мог кто-то приехать из другого региона Союза и "работать по карманам". Он должен был получить разрешение у главных авторитетов города, а иначе его попросту убили бы.

Зато с Калининградом были другие договоренности: если кого-то из местных карманников прижимали в Риге, тот мог без разрешения работать в Калининграде. И калининградские воры могли ехать в Ригу.

"А сейчас, например, в Ригу постоянно приезжают работать "по машинам" литовские воры. При этом местные едут в Литву. Сейчас другой Союз - Европейский, и в нем тоже свои правила. Например, что касается угона машин или карманных краж. К нам-то в основном приезжают орудовать из европейских стран бывшего Союза или соцлагеря. Да, одно время Россия пыталась многих держать, но… Когда посадили Ивана Харитонова, тут было два главных криминальных авторитета - один из них Валерий Берлин по кличке Цыган. Они отказались платить в общероссийский общаг, – так их убили довольно скоро. Берлина взорвали в подъезде его дома...", - вспоминает сыщик.

Французский писатель Дмитрий де Кошко - Sputnik Латвия
"Агент влияния" де Кошко: ненависть к русским не в интересах Латвии

Он рассказал что за нарушения законов в криминальном мире расплата быстрая, как например, с главным лиепайским авторитетом, "смотрящим" в городе - Геннадием Дубровинко (он же Гоша Дубрик). Однажды он просто исчез. Поговаривают, его убрали представители международных синдикатов. Через Лиепаю, по слухам, проходил транзит наркобизнеса - из Европы в Россию, а Дубрик был против этого, ну или не хотел чем-то где-то делиться.

Когда продолжение?

В книгах Шабанова рассказывается еще об очень многом. Есть и история о делах и задержании двоих латвийских маньяков - Станислава Рогалева и Станислава Еновича, на счету у которых много убитых и изнасилованных женщин. Есть о работе карманников, грабителей, о раскрытии сложных убийств.

Коллеги с удовольствием читают о работе сыщиков, узнают о себе и часто спрашивают когда продолжения ждать. Евгений Шабанов коротко отвечает, что пока больше нельзя. Он сейчас думает над сценарием для мультфильма. А о чем будет это мультфильм - секрет.

Лента новостей
0