РИГА, 22 фев — Sputnik. Лиепайский университет готовит в том числе и педагогические кадры, но учителей-предметников в Лиепае не хватает, сообщает Латвийское радио 4 в передаче "Домская площадь".
Сейчас педагогические кадры в Латвии готовятся с учетом реформы образования, каждый из университетов отвечает за свою сферу. Практику студенты проходят во всех городских школах.
Так, Лиепайский университет – ведущий в подготовке логопедических кадров, педагогов дошкольного и начального школьного образования; их среди выпускников больше всего. В прошлом году университет выпустил четырех учителей информатики и математики, которые могут преподавать и в средней школе – все они, как отметила ректор университета Даце Маркус, работают по специальности, как и 13 выпускников, которые получили диплом с правом преподавания в основной школе и какого-либо предмета в средней школе.
Преподавателей физики, которых острее всего не хватает латвийским школам, среди выпускников не было.
"Могу заверить, что 80% студентов из образовательной сферы идут работать по специальности. Примерно 80%. Некоторые данные показывают более высокий процент. Но, к примеру, молодые мамочки не идут сразу работать. Не учитываются и те, кто идет после бакалавриата в магистратуру. Мне бы очень хотелось, чтобы базы данных были наконец-то приведены в порядок", — говорит Даце Маркус.
По ее словам, нехватка педагогических кадров становится всё острей.
"Учителям не хватает бюджетных мест. Не хватает! Надо больше! Но получим ли мы так больше учителей математики, физики, химии? Сомневаюсь. Потому что школьники, которым нравятся физика, математика, химия, они идут на такие факультеты, где становятся физиками, математиками... Они не хотят идти учиться на учителей. К сожалению, сказываются престиж профессии учителя и зарплата".
Руководитель Управления образования Лиепаи Кристине Ниедре-Латхере подтверждает – учителей в городских школах не хватает, но пока проблему удается решать.
"Конечно, нехватка чувствуется по отдельным учебным предметам. В школах не хватает учителей латышского языка, английского языка, учителей биологии, физики и химии. Но это не означает, что не происходит учебный процесс. Ситуация решается разными способами".
Один из этих способов - совмещение. Учителя работают с полной ставкой, за себя и отсутствующего коллегу.
Не хватает учителей-предметников в 5-й средней школе имени Дружеского призыва.
"Ситуация с каждым годом становится все труднее и труднее, сейчас нам не хватает трех учителей, это математика, английский язык и латышский язык. И много учителей болеют. Мы становимся всё старше, болезни приходят всё чаще, оздоровительный процесс очень долгий. Сейчас у нас болеют пять учителей", - рассказала директор школы Инта Корнеева.
По ее словам, если государство не начнет думать об этом очень серьезно, то перспективы рисуются в очень темных красках, потому что средний возраст учителей – около 50-ти лет.
Педагогов старшего возраста в Лиепае относительно немного: в детских садах и школах учителей предпенсионного и пенсионного возраста меньше 6,5% от общего количества. Ниедре-Латхере отмечает, что самый большой удельный вес педагогов сейчас в возрастной группе от 50-ти до 60-ти лет. Вся надежда – на Лиепайский университет.
"Несколько лет назад Управление образования заключило договор о сотрудничестве с Лиепайским университетом, один из его разделов предусматривает механизм замещения уроков. До сих пор он не был особо востребован и популярен в городском масштабе. И, решая проблему нехватки кадров, мы пересматриваем именно этот раздел договора, и включаем туда не только добровольное привлечение студентов в качестве педагогов для замещения, но и возможность привлекать их как помощников учителей".
Осенью прошлого года правительство разрешило школам принимать на работу студентов программы STEM (наука, техника, инженерное дело и математика). Студент сможет работать в течение одного года под руководством учителя-наставника, но если затем захочет продолжить работать в школе, то ему придется получить педагогическое образование.