РИГА, 8 фев — Sputnik, Евгений Лешковский. Недавно около здания телецентра на Закюсале новое общественное движение "Фронт народной власти" провело митинг своих "желтых жилетов", цель которого - заставить население Латвии задуматься и сделать все, чтобы сохранить латвийскую нацию и ее государство.
По словам ведущего "Фронта народной власти" и руководителя Фонда наук Валентина Еремеева, для начала нужно выполнить хотя бы четыре шага: 1) Latvenergo отдать народу; 2) уменьшить цены на топливо; 3) восстановить национальные банки; 4) запретить пропаганду гомосексуализма. Сейчас за это собирают подписи, чтобы потом провести в стране референдум.
Корреспондент Sputnik побеседовал с Валентином Еремеевым, экономистом по образованию, по поводу первых двух пунктов.
Справедливая цена за бензин не нравится заправочным сетям
"Кажется, нереально заставить компании, торгующие топливом для машин, снизить цены, а уж тем более добиться того, чтобы электричество в домах было бесплатным. Но подчеркну, это только так кажется", - говорит Валентин Еремеев.
Заметьте, цены почти на всех заправках снизились после того, как в прошлом году, летом, латвийцы начали объединяться и бойкотировать их. Организация Валентина Еремеева, по сути, инициировала эти акции, распространяя в соцсетях (и не только) информацию примерно такого содержания: "в этом месяце не заправляемся в Circle K", потом - "в Neste". Многие водители откликнулись на призыв.
К тому же с некоторых пор люди стали лучше дружить с калькулятором. Рассчитывали, насколько все дешевле в соседней Литве, объединялись семьями, скидывались и ехали туда с огромными пустыми канистрами – за топливом, а заодно еще затаривались продуктами в тамошних супермаркетах, где цены существенно отличаются от латвийских.
"В двух крупнейших в Латвии заправочных компаниях увидели такую тенденцию – и пересмотрели ценовую политику. Когда начались бойкоты заправок, цены за бензин там были в среднем 1,3 евро, сейчас – 1,15 и меньше.
Хотя мы требуем большего снижения, что реально. Сегодня, даже при теперешнем акцизе, справедливая цена на бензин – 99 центов за литр. Хотя правильней вообще от акциза на топливо отказаться, и тогда цена снизится примерно до 70 центов", - говорит Валентин Еремеев.
Сговор с правительством, скорее всего, был…
Компании просто так повышать цены на бензин не могут, им надо на кого-то кивать. И они кивают на правительство. В начале прошлого года в Латвии подняли акциз на бензин в среднем на 4 цента. И вскоре после этого топливо подорожало не на 4, а на 15 центов.
"По моему мнению, тут схема, когда компании, ловя общую волну и тенденцию, поднимают цены на топливо. И потом они на голубом глазу всем говорят: да, мы вынуждены поднять цены, но посмотрите, что правительство вытворяет! Однако почему-то цены повысили не на 4 цента "из-за правительства", - говорит собеседник.
Он вообще предполагает, что именно эти компании и внесли через своих людей предложение правящим политикам – поднять акциз на топливо "на определенную цифру", чтобы потом самим повысить стоимость на бензин еще больше. Топливные-то компании после увеличения акциза не убытки понесли, а заработали - в 2018 году примерно на сто миллионов евро больше. В основном заработали Circle K и Neste, поскольку это большая часть латвийского топливного рынка.
"После повышения акциза министр финансов Дана Рейзниеце-Озола вдруг - аккурат перед выборами! - нашла свободных пятьдесят миллионов в бюджете. А что, все прекрасно, и правительству хорошо от повышения акциза – можно показать избирателям, что политики работают и находят какие-то "свободные деньги", и частным топливным компаниям неплохо, поскольку заработали круто. Только простому народу плохо: его снова как липку общипали.
Вообще, подозреваю, что все между топливными компаниями тут круто повязано. Знаете, как в Рижском порту расположены терминалы Circle K и Neste? Вот – причал, вот – одна общая дорога, по одну ее сторону - танкеры Circle K, по другую – Neste. У них, думаю, даже общая труба: топливо подвозит с одних заводов, а потом его уже тут пропорционально распределяют", - говорит экономист.
Знаете ли вы, что себестоимость литра бензина – 11 евроцентов? Потом со всеми доставками и присадками цена возрастает примерно до 20. Потом, когда компании доставляют сюда бензин, они сами устанавливают на него цену – здесь это никто не регулирует. И цена в итоге уже за литр поднимается примерно до 70 центов. Это без акцизов.
Причем компании действуют так. Когда цены на нефть на мировых ранках падают, они цены на бензин оставляют на прежнем уровне, а когда цены на нефть растут даже незначительно, цены на бензин подскакивают стремительно.
"Пора в Латвии бороться с такой порочной практикой. И именно поэтому начались акции по бойкоту бензозаправок.
К таким акциям подключается все больше водителей. И бить всегда надо по самым сильным - Circle K и Neste, поскольку именно "под них" повышают цены другие компании, у которых в Латвии меньше доля топливного рынка", - подчеркивает собеседник.
Даешь бесплатную электроэнергию
"Теперь что касается Latvenergo. Наши экономисты посчитали следующее. У Latvenergo, получающей электроэнергию от "бесплатной воды" в нашей общей Даугаве, миллиард евро годового оборота. Из этого миллиарда – 50 миллионов евро зарплатная часть, 150 миллионов – амортизация турбин и всего остального. А 800 миллионов – это что? Огромная часть этой суммы так называемая оперативная прибыль Latvenergo – хоть и акционерного общества, но государственного, а значит, принадлежащего народу Латвии", - говорит Валентин Еремеев.
И его организация требует поступить честно: отдать дивиденды от работы компании народу, а не частным лицам, которые управляют бизнесом, грамотно распределяя прибыль Latvenergo – точечно в определенные карманы. Речь здесь идет о деньгах, которые остаются и после всех зарплат в системе Latvenergo и затрат на необходимое обслуживание тех же турбин, да и еще много чего.
"Если эти сотни миллионов отдать народу, то все население Латвии может получать электроэнергию, по сути, бесплатно. В Латвии реально сейчас живет менее 1,7 миллиона человек. Даже если вы, живя в обычной квартире, платите за электричество в среднем 30 евро в месяц (а обычно - меньше), это получается примерно 360 евро в год. Теперь разделим 800 миллионов на 1,7 миллиона и получим примерно 470,5 евро.
Значит, очень грубо, на одного жителя Латвии получается из той самой оперативной прибыли примерно 470 евро в год. И вот итог: только работы каскада ГЭС на Даугаве вполне достаточно, чтобы обеспечить фактически все население Латвии бесплатной электроэнергией.
Однако эти деньги народ Латвии не получает, и вся прибыль Latvenergo – вся! – грамотно распихивается по карманам вполне конкретной группы лиц", - рассказывает Валентин Еремеев.
Ладно, не хотите, господа, чтобы вся электроэнергия была бесплатной для народа – понять это можно, – так тогда хотя бы существенно снизьте тарифы на электричество.
Наши денежки утекли с КОЗ
"А знаете, для чего, в частности, придумали аферу с компонентом обязательной закупки электроэнергии (КОЗ, OIK)? Министерство экономики ранее рапортовало, будто поддержка "зеленой" энергии обошлась стране примерно в три миллиарда евро. Во-первых, цифра существенно больше, скорее всего, около пяти миллиардов, а во-вторых, страна – это не что-то абстрактное, а мы с вами. Иными словами, из наших карманов деньги вытащили.
Сейчас некоторые политики говорят, что отменить КОЗ проблематично, мол, даже придется платить компенсации тем, кто вкладывался в строительство, например, ветряных турбин и малых ГЭС. Конечно, это не так. Даже если отменят КОЗ, жителям не придется больше платить за электроэнергию: Latvenergo ведь реально работает с огромной прибылью", - отмечает экономист.
И не он один убежден, что нынешнее правительство будет делать все, чтобы не отменять КОЗ. Сегодня все партии в парламенте принадлежат одной системе. И эта система сама с собой бороться точно не будет.
КОЗ заменят на другую систему из трех букв: сколько будут доплачивать латвийцы>>