РИГА, 7 фев — Sputnik. Железнодорожные перевозки зерновых на экспорт через латвийский порт Лиепая в январе снизились почти на 50%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это в значительной мере повлияло на показателя порта по грузообороту в целом, поскольку российское зерно для Лиепаи – один из основных грузов.
По данным Главного вычислительного центра РЖД, объем железнодорожных перевозок зерна на экспорт в порт Лиепая в январе 2019 года составил 76,35 тысяч тонн, что на 49,2% меньше, чем в январе прошлого года. В целом в Лиепайском порту в январе текущего года перевалено 246,7 тысяч тонн зерновых, что на 14% меньше показателя января 2018 года, сообщает Portnews.
Совокупный грузооборот порта в январе 2019 года сократился на 11,7% по сравнению с первым месяцем 2018 года. Объем перевалки антрацита вырос на 21,9% - до 119,8 тысячи тонн, стройматериалов – сократился на 56,6% - до 23,8 тысячи тонн, нефтепродуктов сократился на 64,1% - до 22 тысяч тонн.
Контейнерооборот порта уменьшился на 27% - до 157 TEUs, количество перевезенных Ro-Ro грузов выросло на 247% - до 3068 ед. Количество перевезенных пассажиров сократилось на 19% - до 2155 человек. Количество судозаходов увеличилось на 13% - до 144 единиц.
Как сообщал Sputnik Латвия, в настоящее время специализированные зерновые терминалы на российской Балтике имеются только в Калининграде. В местном порту работает комплекс "Содружество-Соя", который принимает импортное сырье для заводов группы и отгружает на экспорт продукцию переработки. С российским зерном этот комплекс не работает. Также в Калининграде работает "Портовый элеватор", предлагающий услуги перевалки зерна на экспорт, но его фактический грузооборот незначительный — около 55 тысяч тонн. В малых количествах перегружает продукцию Большой порт Санкт-Петербург - как для экспортных, так и для импортных поставок.
В этой связи российские зернопроизводители используют порты соседних стран. В 2017/2018 сельхозгоду объемы железнодорожных перевозок зерна из России в направлении портов Прибалтики выросли более чем в два раза — до 1,6 миллиона тонн, в том числе в направлении латвийского порта Лиепая — 700 тысяч тонн.
Это в очередной раз вызвало дискуссии о необходимости строительства зерновых терминалов в Балтийском бассейне.
О планах возведения пункта приема сельхозпродукции в регионе Балтики заявила Группа компаний "Новотранс". В рамках проекта "Лугапорт" к 2022 году планируется создать в порту Усть-Луга мощности по перевалке шести миллионов тонн зерна с силосным парком на 300 тысяч тонн. Причалы комплекса с глубиной 16–16,5 метра будут рассчитаны на прием судов с осадкой до 15,5 метра.
В порту Приморска также анонсировано строительство терминала с пропускной способностью в два миллиона тонн в год. Закончить возведение объекта планируется к 2022 году. Предполагаемая площадка строительства не имеет выхода на железную дорогу и находится в шести километрах от станции Ермилово, поэтому потребуется прокладка соединительного железнодорожного пути. Кроме того, в развитии нуждается ветка Выборг — Приморск — Ермилово, являющаяся одноколейной и практически неэлектрифицированной. По ней идут пригородные пассажирские поезда, однако грузовых перевозок нет.