Реакция прогрессивной общественности на обыски в кабинете рижского мэра Нила Ушакова и в его частном доме в Межапарке в Латвии может претендовать на титул ажиотажа месяца.
Что на самом деле случилось днем 30 января? Ровно ничего, не считая попыток оппозиции захватить контроль над всеми финансовыми потоками в столице. Это – один миллиард евро в год, за такие деньги кто же не пойдет на бунты, мятежи и перевороты?
"Согласие" в Риге правит уже почти десять лет – стабильная и надежная, железобетонная, как мостовая конструкция, коалиция большинства депутатов. Оппозиция меняется, соцдемы остаются. Уходит из политики вице-мэр Айнарс Шлесерс, подает в отставку Андрис Америкс – а Ушаков и его команда остаются.
При этом партия "Согласие" разорвала договор о сотрудничестве с партией "Единая Россия", лидер партии Ушаков фотографировался в США с сенатором-русофобом Джоном Маккейном – ну и ничего. Голосуют рижане за "Согласие", выбирая материальный успех и административные лифты.
Бывает и дым без огня
Да, на Ушакова многие в Риге обижены, это правда – он не пошел на сотрудничество с Русским союзом Латвии и со Штабом защитников русских школ. В феврале Конституционный суд Латвии оценит обжалование "Согласием" реформы русских школ министра Карлиса Шадурскиса.
И ведь у "Согласия" при всех обидах год за годом большинство депутатских мандатов в мэрии Риги, а это – полный контроль за финансовыми потоками крупных предприятий самоуправления. В списке – Рижский порт, городской транспорт Rīgas satiksme, управляющая компания ЖКХ Rīgas namu pārvaldnieks, тепло в домах и освещение на улицах, школы, учителя и полиция.
Рига, по сути, единственный большой город маленькой страны. И это очень хороший актив. Трение между позицией и оппозицией в мэрии всегда вызывало искры и дым, но никогда прежде не вызывало возгорания.
Доходы и расходы столичного самоуправления годами проходят мимо касс партий не социал-демократической окраски, если вдуматься, уже почти десять лет. Другими словами, за все это время в Риге под руководством Ушакова освоено больше одного годового бюджета республики.
Это бесит разношерстную либеральную, европоцентричную и псевдонациональную конницу, формирующуюся к выборам в самоуправления и в парламент после косметического ребрендинга. Старые-новые популисты списывают своих сбитых летчиков, находят спонсоров под конкретные проекты, склеиваются в очередную правительственную коалицию и снова смотрят на рижские финансы.
Был недавно еще некий договорный паритет: "Согласие" в парламенте – строго в оппозиции, а кабинет министров формируют исключительно латышские избранники. И в противовес - правые наци и либералы отсиживаются в Рижской думе по всяким оппозиционным углам.
Это и называется, наверное, нашей демократией еще с далекого 1991 года. Одни решают, другие мешают, случается иногда и наоборот.
"Нил похож на памятник, да кто же его посадит?!" – сказала вчера, выйдя из здания думы с "квадратной головой" Н., моя хорошая знакомая.
Этой молодой женщине с большим трудом удалось в кулуарах мэрии отцепиться от депутата Кирсиса, пристававшего к женщинам с предложением поддержать отставку Нила Ушакова. Звучит как харрасмент – непристойно: "Лицо коррупции Риги", "Вернем латышам Ригу", "Скажи нет коррупции".
В зале заседаний думы на Ратушной площади, в подконтрольных оппозиции и правительственной коалиции медиаресурсах такие лозунги давно стали тривиальным эмоциональным фоном. Особенно сейчас – всем в ожидании кризиса особенно нужны деньги.
Стабильное негласное согласие ушло
Компромиссность между позицией и оппозицией расшатали итоги выборов в Сейм 13-го созыва – в правящую коалицию вошли пять партий, ну даже неспортивно.
Плюс скандал об откатах в закупках муниципальной компании общественного транспорта Rīgas satiksme. Откаты, кстати, там вполне застенчивые – всего 5-7% от брутто-суммы за троллейбус, на круг было украдено около двадцати миллионов евро.
Правление предприятия, включая бессменного руководителя Леонcа Бемхенса, задержано и обезврежено KNAB. Судя по тому, что из Польши и Чехии поступили убедительные доказательства для прокуратуры и следствия – многие по этому делу сядут.
Коррупционную составляющую связи троллейбусного ОПГ с мэром Ушаковым следствию, однако, установить не удалось.
"Ко мне не применен никакой статус. Я не собираюсь уходить с должности", - заявил вчера Ушаков.
Доказанные откаты стали бы для оппозиции удобным вариантом А – в тюрьму мэра, и всё - победа.
Вариант В не очень как-то серьезен – сбор подписей, чем занимается оппозиционный депутат фракции "Нового Единства" Вилнис Кирсис.
Наконец, С – это роспуск самоуправления. Демиссию может санкционировать министр среды и регионального развития Юрис Пуце из "Для развития/За!". Это тоже бывший депутат самоуправления, теперь не самый последний в правительстве Кариньша. Пуце стратегически понимает многогранность ситуации с участием "Согласия", а также имеет богатый шлейф разных дел за своей собственной спиной.
Скорее всего, Пуце и его партнеры на роспуск не пойдут – слишком тут много рисков для нового правительства Кришьяниса Кариньша, ищущего точки опоры везде, где только можно и дозволено. К тому же факт – за десять лет Ушаков стал более договороспособным, чем эмоциональные политики молодой правительственной коалиции.
Главные в этом всем – некогда уволенные из Бюро по борьбе и предотвращению коррупции (KNAB) экс-депутаты Рижского самоуправления Юта Стрике и Юрис Юрашс из Новой консервативной партии. Стрике назначена на должность главы юридической комиссии Сейма и начала свою трудовую деятельность с увольнения своего зама – депутата коалиционной партии "Кому принадлежит страна" (KPV LV) Алдиса Гобземса.
Похоже на месть – Юта Стрике всегда была очень эмоциональна. Ранее адвокат Гобземс рассказал о процессах, которые были заморожены следователями Стрике и Юрашсом во время их деятельности в KNAB. Это – факты коррупции администратора неплатежеспособности Мартиньша Бункуса, расстрелянного в мае 2018 года в своей машине в Риге напротив штаб-квартиры Управления Государственной полиции Латвии.
Возможно, Стрике и Юрашс заморозили также материалы уголовных дел экс-президента Банка Латвии Илмарса Римшевичса, посредника в сделках правящих партий правительства и спонсоров, – но в парламент они вошли как оппозиционеры Рижской думы, со знаменами борьбы с муниципальной коррупцией.
Следует сказать, что в рейтинге коррупции Латвия – одна из стран-аутсайдеров ЕС. Практически каждое министерство и каждая партия были замечены в процессах с грязными деньгами, взятками и лоббируемыми закупками в нарушение конкурсов.
Кривые зеркала Стрике и Юрашса
Стрике и Юрашс в новом Сейме получили депутатскую неприкосновенность от уголовного преследования. Однако новый армейский начальник KNAB Екабс Страуме успешно поднимает из-под сукна замороженные при Юрашсе и Стрике резонансные криминальные дела, выявляет и реализует по факту – и чем все это закончится для депутатов НКП, неизвестно. В этом смысле шум вокруг думской фракции социал-демократов – как дымовая завеса над местами других преступлений.
"Самое главное, что я хочу сказать избирателям, которые поддержали наш список и меня лично, – никаких противоправных действий я не совершал", - заверил вчера Ушаков.
Пока нет фактов, что это не так. Отсутствие симпатий к мэру-соцдему за то, что не вышел на акции уличных протестов за русские школы тут не повод выдохнуть, что "Нила в наручниках увезли в СИЗО" (на самом деле никто его никуда не отвозил).
Стал ли неожиданностью для него вчерашний визит в его кабинет и в дом оперативников KNAB Екабса Страуме? Нет. Найдены ли при обысках в мэрии и его доме в Межапарке доказательства его преступной деятельности? Кейсы, полные 500-евровых банкнот с печатью "взятка"? Офшорные счета или хотя бы записи в стиле "Я. 100 тысяч евро, а с Л. спросить на панамский офшор?" Может быть, на него дали свидетельские показания люди из троллейбусной группировки? Тоже нет, иначе Нила Ушакова задержали бы вчера.
Вопрос – в деньгах. Наших, нужно сказать, деньгах, дорогой мой рижский налогоплательщик. Доходы бюджета самоуправления в 2018 году достигли 923,69 млн евро, расходы – 1,023 млрд евро. Планируется больше.
А ведь даже за меньшие суммы в Латвии – убивают, как случилось с администратором Бункусом. Кризис, сокращение европейских субсидий, теневая экономика и передел активов, а впрочем, это не только о Риге, а о всей системе латвийской рыночной демократии.
Отставка, даже временная, фракции Ушакова в Рижском самоуправлении – это хаос на длительное время плюс поражение партии "Согласия" навсегда.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.