Конечно, они до сих пор периодически удивляются тому, что "порванная в клочья" еще Обамой российская экономика продолжает (хоть и медленно) расти, но все-таки шоковый эффект от этого факта уже немного притупился, пишет автор РИА Новости Иван Данилов. Однако, как известно, Россия — это страна сюрпризов, и очередной шоковой неожиданностью оказалась публикация последнего отчета Центрального банка России, в котором представлены изменения, произошедшие в структуре российских золотовалютных резервов.
Первый этап вбросов о том, что отказ от доллара во внешней торговле и сокращение долларовых валютных резервов принесут беду, начался еще в прошлом году, когда появились новости о продаже российского портфеля долларовых государственных облигаций США. Но сейчас, когда стало окончательно ясно, что полученные от продажи средства были переведены в юани и евро, кампания по информационному устрашению началась с новой силой. Через блоги, СМИ и соцсети россиянам теперь будут регулярно рассказывать, что отказ от доллара — это ужасно, а юани, евро и золото на балансе Центрального банка — это сплошные убытки и наглядные примеры некомпетентности российской власти.
Судя по уже зафиксированным вбросам такого рода, опорные тезисы кампании уже определены: "политика дедолларизации ударила по финансовой стабильности страны" и "ЦБ потерял миллиарды долларов после того, как перевел резервы в юани". Догадаться о заказчиках такой информации не составит никакого труда, особенно если задаться вопросом, который использовали еще следователи Древнего Рима: "кому выгодно?" Дискредитация дедолларизации явно выгодна только США и их политическим союзникам.
Конечно, в случае введения санкций, которые бы заморозили российский портфель американских облигаций, администрация Трампа или конгресс США прежде всего нанесли бы колоссальный урон американским финансовым рынкам. И вероятно, спровоцировали бы бегство других иностранных держателей крупных облигационных портфелей, таких как Китай (у которого до сих пор на балансе американских облигаций примерно на триллион долларов). Однако в нынешнем политическом контексте рассчитывать на благоразумное поведение наших американских партнеров все-таки было бы крайне рискованным подходом.
Из-за всего вышеперечисленного было бы крайне неразумным оценивать действия ЦБ с точки зрения сравнения доходностей по облигациям США и стран, в долговые инструменты которых были переведены средства, полученные от продажи долларовых облигаций. Просто это не вопрос доходности. Это вопрос сохранности — то есть защиты от санкций и от риска того, что ушлые сенаторы и конгрессмены просто решат "взять в заложники" американские облигации, принадлежащие России.
Стоит отметить, что "уход от доллара" и наращивание инвестиций в евро и юани — это еще и шаги в поддержку дедолларизации ключевых торговых партнеров России — Евросоюза и Китая. Еврокомиссия работает над расширением роли евро в оплате импорта энергоносителей в Евросоюз, а Китай заинтересован в интернационализации юаня. Агентство Блумберг обращает внимание именно на этот аспект и сообщает читателям, что в процессе ухода от доллара "Россия купила четверть мировых резервов юаней" (подразумевая юани, находящиеся вне китайской экономики), и что Россия — "это не единственная страна, которая пытается снизить зависимость от мировой резервной валюты (американского доллара — ред.) в контексте попыток Вашингтона использовать экономическое давление для достижения геополитических целей". И что Китай тоже начал сокращать свой портфель американских облигаций.
Шаг за шагом количественные усилия разных стран по дедолларизации приведут к качественному изменению мировой финансовой системы в целом. Как справедливо опасаются на западном берегу Атлантики, для американского доллара в новой системе право на гегемонию уже не предусмотрено.