Накануне Нового года один из отцов Национального объединения Янис Домбрава (несмотря на свои 30 лет на фоне многих новоиспеченных депутатов Сейма молодежь из НО выглядит ветеранами и мастодонтами латвийской политической мысли) разместил напутcтвенный пост на своей страничке в Facebook.
В нем он, в частности, объяснил, в чем, по его мнению, главная проблема Латвии и как ее решить.
Кто там шагает не в ногу?
Вот что сказано в этой и речи не мальчика, но мужа: "Сейчас у нас есть свое государство, но наш народ не един. Кто-то желает видеть либеральную Латвию, другой — социалистическую Латвию, третий — латышскую Латвию, следующий - русскую Латвию, другой — религиозную Латвию, другой — секулярную Латвию, кто-то хочет, чтобы богатые делились с бедными, кто-то считает, что каждому надо дать возможность зарабатывать, кто-то хочет побороть коррупцию, другой хочет прежде всего позаботиться о себе самом, кто-то готов защищать государство, для кого-то это ничего не значит. Эти и многие другие противоречия не делают нас сильнее, а ослабляют.
До тех пор, пока у наших людей не будет единой цели и единого видения об особой роли латышского народа в мире, мы продолжим быть маленькими, в то время как можем быть большими".
Несите же скрижали, на которых надлежит высечь эти слова, покрыв буквы золотом. Хотя, вроде бы в приличном обществе все-таки считается, что сила его как раз в многообразии, об этом есть много цитат мыслителей и политиков. Кто-то хочет картошки фри и пива, кто-то устриц и брюта, кто-то ковыряет в носу, а кто-то строит космические корабли, кого-то за уши не оттащить от "Черного квадрата" Малевича, а кому-то подавай Сислея с Модильяни.
Но нет. Возможно, именно сейчас латыш переживает такой исторический момент своего развития, когда надо отбросить личное, вычесать, как вшей из шевелюры, всяческие различия, личные предпочтения и капризы. Все едят картошку — и ты не вороти нос. Все декламирую цитаты Райвиса Дзинтарса на детском утреннике - и твой ребенок должен.
Как недавно еще все это было и сколько раз (если не выручит Нибиру) будет еще. Предпочесть личное общественному. Свое мелкое мещанское и пошлое — коллективному "в едином порыве", обобществить, раздать, уравнять, нивелировать. В имя победы племени, класса, сословия, веры, в нашем случае — нации.
А уж когда-нибудь потом, когда Латвия воссядет на золотой колеснице во главе всех народов, тогда уж всем латышам — по устрице. Ешь, кому говорят!
Народ? Вас здесь не стояло
И тут, конечно, пролегает глубокая экзистенциальная пропасть между прогрессивным латышским и прогрессивным русским обществом Латвии. Местные русские всегда в святой простоте и детской наивности считали, что именно в разнообразии населяющих Латвию народов — ее сила.
Латыши же, как оказалось, уверены, что только когда из живущих в стране русских, украинцев, белорусов, поляков и евреев сделают людей, извините, латышей, жизнь латышской нации и латышскому языку будет гарантирована на веки-вечные, как высечено в преамбуле к Сатверсме.
А пока русскоязычный не стал настоящим латышом, он никоим образом не может претендовать на то, чтобы стать частичкой латышского народа.
Недавно другой ветеран — старожил латышской журналистики Франкс Гордонс в газете Latvijas Avīze отмел все сомнения на этот счет, если они у кого то имелись, проговорившись о том, о чем другие его коллеги по латышской интеллигенции и представители власти обычно молчат. Он написал, что если Латвия станет государством двух народов — латышского и русского, то это будет концом латышской Латвии.
"Ну никакой русские не латвийский народ, - восклицает журналист. - Это только небольшая часть нации, которая дала название России и составляет 80% от ее 140-миллионного населения. Поэтому русские в Латвии являются меньшинством".
"Страна латышей и русских, двойная республика? Самым корректным обозначением этого было бы — бред!" - выносит приговор публицист.
Верной дорогой идете, товарищи!
Короче, отечество в опасности! Так что давайте все ж таки как-то "поодинаковее" говорить, думать, давайте выработаем единообразную, строевую походку. Кто там шагает не в ногу, жует не в такт, кто нагло различается и по-хамски выделяется?
А вы говорите, "мешки ЧК". Да все, кто числится в этой картотеке — герои! Потому что комитет стоял на страже государства, построенного Единым Советским Народом! И это государство тогда было самой главной ценностью этого народа! И латыши активно участвовали в его строительстве.
"Латыши, начиная с 50-х годов, воспринимали советский режим, как вполне естественный, радостно делали при нем карьеру, преобладали в номенклатуре. И стучали на своих соплеменников совершенно искренне",- поясняет этот исторический эпизод в истории латышского народа публицист Александр Гильман в комментариях в Facebook.
Так мог ли единый советский народ быть создан? Пожалуй, вполне…
Однако коммунисты совершили большую ошибку. Во-первых, не застолбили в конституции вечное существование этого народа. Во-вторых, не сделали русский язык единым "советским языком", а продолжали в школах преподавать на латышском, литовском, узбекском. Нынешняя латвийская власть мудро учла ошибки учителей, решив упразднить в стране русское образование и русский язык, сделав латышский вне конкуренции. Так сказать, в качестве урока "побежденному учителю от победителя-ученика".
Почему же из советского прошлого мы не взяли что-то хорошее — бесплатные медицину и образование, почти дармовые жилплощадь и коммуналку, отсутствие национальной ненависти (конечно неприязнь всегда существовала легким фоном, но она вместе с прибалтийским акцентом могла сойти за атрибут "советского запада"), доброе и мудрое кино, уверенность в завтрашнем дне, наивность и чистоту в хорошем смысле этого слова.
афПочему некоторые до сих пор хотят импортировать из прошлого самое плохое, что там было — подчинение интересов одного человека массе, его растворение как канцелярской скрепке в едином раскаленном железном потоке. Типовое мышление, подчиненное одной великой типовой цели и обесценивание человека, как личности.