РИГА, 30 окт — Sputnik. О том, что происходит с рыбой в Балтийском море, рыбаки, рыбопереработчики и ученые рассказали Press.lv.
Почему измельчала треска и исчезает лосось
— Любителей салаки спешу успокоить: салаки в Балтийском море хватает. Ей исчезновение точно не грозит, — рассказывает глава Латвийской ассоциации рыбопромысловых хозяйств Инарийс Войтс. — Не случайно и квоты на вылов традиционной для Балтики рыбы растут…
В 2015 году латвийские промысловики продали салаки на 100 миллионов евро, в 2016–м — на 126 миллионов, а в 2017–м — на 133 миллиона: это примерно 115–118 тысяч тонн рыбы ежегодно.
Большая часть выловленной в Балтике салаки отправляется на экспорт в 41 страну мира. Правда, там она чаще всего попадает не на стол или в консервы, а на корм скоту. Например, в Дании из салаки делают рыбную муку, которая добавляется в корм для свиней.
Совсем другая ситуация — с треской.
— Исчезает балтийская треска и мельчает… Того веса, которого она прежде достигала за два года, теперь и за шесть лет не набирает. Хилые килограммовые экземпляры. Разве сравнить с треской в Баренцевом море, Северном, у побережья Канады, Исландии? Там особи достигают 15 килограммов! А нашу треску ловить нет смысла. Мало и маленькая… - рассказывает Войтс.
Причина этого, по его мнению, - действие боевого отравляющего вещества, которое было затоплено на Балтике в годы Второй мировой войны, - иприта, или горчичного газа. Салаке и кильке, которые обитают и нерестятся в среднем слое воды, это не опасно, а треска — донная рыба.
Что касается балтийского лосося, то, как рассказал Войтс, проблемы с ним начались не сегодня. Когда–то латвийские рыбаки вылавливали по 400 тонн лосося в год, потом — по 200 тонн, а в 2008 году Еврокомиссия и вовсе запретила вылавливать балтийского лосося крупноячеистыми дрифтерными сетями.
— По существу, тогда был вбит гвоздь в промысел балтийского лосося. Только ли для сохранения популяции? Как бы не так! Для того чтобы полностью открыть дорогу на местный рынок норвежскому лососю. С виду он, конечно, красивее балтийского, белого. Но балтийский живет в естественной среде, питается салакой — потому светлый. А норвежский — искусственный, разводимый в садках и напичканный стимуляторами роста, - возмущается Войтс.
Сейчас, по его словам, о промысловом лове балтийского лосося говорить не приходится.
В ожидании северного ветра
Минога, судя по цене в 30 евро за килограмм жареной рыбы, тоже уплывает из Латвии.
— За последние лет десять миноги стало меньше, но исчезновение ей не грозит, — объясняет предприниматель из Царникавы Янис Картупелис, более 40 лет занимающийся обработкой миноги. — Минога обитает в Рижском заливе и Балтийском море, раз в три года осенью заходит в реки, где ее ловят — до 170 тонн ежегодно. Но в этом году вода низкая и теплая. А для того чтобы минога заходила в реки, необходимы условия: северный ветер, дождь, уровень воды… В прошлом году условия были подходящие, миноги было много, два года назад — нет. Однако поздней осенью рыба обязательно пойдет — и цены упадут…
А пока рыбаки продают переработчикам выловленную миногу по 13–14 евро за килограмм. Конечная цена на полке в 30 евро за кг образуется после обработки, жарки и поставки в магазины.
— В прошлом году рыбаки нам продавали живую миногу по 10 евро за кг, теперь — на 4 евро больше. Вот вам и рост цены…, - объясняет Картупелис.
Две беды Балтийского моря
Ихтиолог, сотрудник института BIOR Марцис Зингис считает, что корень многих проблем с рыбными ресурсами — уменьшение солености Балтийского моря.
— В результате сокращается популяция традиционных рыб — таких как треска. И, наоборот, все больше появляется в заливе рыб, обитающих в реках, озерах: карась и даже сом…
Заведующая отделом института BIOR Рута Медне многие проблемы также связывает с экологией. Но прежде всего — с загрязненностью Балтийского моря.
— В прошлом году к нам за помощью обратились рыбаки, потому что на тушках балтийского лосося массово появились язвы и пятна, похожие на плесень. Пока не известны ни вирус, ни грибок, ни бактерии, которые их вызывают. Исследования сейчас ведутся во всем регионе Балтийского моря, но каждое государство пока работает отдельно. Боимся, что это может сократить ресурсы лосося в целом…