РИГА, 19 окт — Sputnik. Влияние Пекина на Балканах продолжает расти, пишет Euractiv.
В прошлом году Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини сказала, что Балканы превращаются в шахматную доску, на которой разыгрывается большая игра. Похоже, Китай становится одним из самых крупных игроков региона.
Влияние Китая на Балканах растет с 2012 года, когда была создана платформа "16+1". С тех пор Китай вложил большие суммы в инфраструктуру, производство стали и прочие секторы экономики Балкан: приобрел сталелитейный завод Железара Смедерево, строит железную дорогу между Бухарестом и Белградом, шоссе Белград-Бар и Пелешацкий мост.
Финансовая помощь или долговая яма
Китайские инвестиции часто называют долговыми ловушками, приводя в пример судьбу порта Хамбантота в Шри-Ланке. Однако, правительства Сербии и Черногории решили строить шоссе от черногорского побережья до Белграда на взятый у Китая кредит, несмотря на два исследования, показавших, что этот проект не окупится.
Внешний долг Черногории взлетел до небес. Правительству страны пришлось повысить налоги, заморозить зарплаты бюджетников и прекратить выплаты пособий по беременности и родам.
Если китайская China Road and Bridge Corporation сможет достроить шоссе, она в дальнейшем сможет участвовать в создании проектов инфраструктуры по всей Европе. Это же относится и к строительству Пелешацкого моста, стратегически важного для правительства Хорватии, так как он соединит Дубровник с материком.
До сих пор Китаю не удалось построить ни одной дороги в ЕС. Многие еще помнят так и не построенное в 2009 году шоссе Варшава-Лодзь - китайская China Overseas Engineering Group выиграла тендер с предложением, которое было недооценено на 50%, и впоследствии не смогла заплатить своим субподрядчикам.
Мост в Западную Европу
В 2010 году член Госсовета КНР Дай Бинго назвал "ключевые интересы" внешней политики Китая: безопасность, суверенитет, экономическое развитие. У всех трех есть общая цель - продолжение существования Китая под руководством Коммунистической партии.
Балканский рынок не слишком интересен китайским фирмам - их больше привлекает Западная Европа. Однако Балканы важны для развития экономический связей с Западной Европой, и тем самым - для экономического развития Китая.
Через Балканы проходит торговый путь, объединяющий греческий порт Пирей с ЕС. Также здесь китайские компании могут проверить, насколько они вписываются в европейский рынок, и приобрести необходимую репутацию для дальнейшей экспансии в Европу.
Кроме того, растущая зависимость Балкан от китайских денег позволяет Китаю получать политическую поддержку своим суверенным интересам.
Тайвань, Гонконг, Тибет, Синьцзян-Уйгурский автономный район и Южно-Китайское море - это места, где Китай не потерпит даже намека на действия иностранных держав, могущие хоть в чем-то противоречить официальной "политике одного Китая". На Балканах эту политику активнее всего поддерживает Сербия, выступающая на стороне Китая по вопросам Тибета и Синьцзяня. И хотя позиция Сербии частично обусловлена тем, что Китай не признает независимости Косово, ее сложно отделить от экономической поддержки, которую стране оказывает Пекин. В будущем, если балканские страны вступят в ЕС, они могут оказаться на стороне Китая.
Что делать Евросоюзу
Чтобы противодействовать растущему китайскому влиянию на Балканах, ЕС может предпринять следующие шаги.
Во-первых, балканские страны должны вступить на дорогу в ЕС. Главная привлекательность балканских денег состоит в том, что у этих стран нет доступа к финансированию инфраструктурных проектов ЕС.
Во-вторых, часть финансирования вступления в ЕС должна быть отложена на инвестиции в объекты инфраструктуры. В-третьих, нужно поощрять инвестиции европейских компаний в Балканы.
И, наконец, европейские правила проведения тендеров являются эффективным заслоном на пути инвестиционных предложений, невыгодных странам-получателям.
Пример этого - железная дорога Будапешт-Белград. В Сербии, где не действуют правила ЕС, китайские фирмы уже начали строительство, а в Венгрии оно было остановлено, так как Еврокомиссия изучает, соответствует ли проект правилам закупок.