РИГА, 1 авг — Sputnik. Большую часть ХХ века Дуйсбург был обычным промышленным городом Западной Германии, однако теперь он превращается в ворота, через которые Китай входит в Европу, пишет The Guardian.
В 1585 году фламандский картограф Герард Меркатор опубликовал в Дуйсбурге свой первый атлас европейских стран, и в этом же городе представил свою революционную карту мира в так называемой проекции Меркатора, которая позволила торговым судам переплывать моря по прямой.
Четыреста лет спустя торговцы все еще ищут самый короткий путь из точки А в точку Б. Пока угроза войны пошлин с США и торговых барьеров после Brexit вбивает клинья между Европой и англоязычным миром, в Дуйсбурге можно в режиме реального времени увидеть, как укрепляются экономические связи между Германией и Китаем.
Рельсы в порту подходят прямо к берегу Рейна. Там товары перегружают на корабли, размещают на одном из складов размером с несколько футбольных полей или отправляют поездом или фурой в Грецию, Испанию или Великобританию.
Дуйсбург уже считается самым крупным речным портом в мире. Однако благодаря инициативе "Один пояс — один путь" этот порт быстро становится самым крупным логистическим хабом Европы. Здесь делают свою первую европейскую остановку 80% поездов из Китая, большинство из которых до этого проехали по Северному шелковому пути через Казахстан и Москву.
"Мы — город Китая в Германии", — говорит Сёрен Линк, мэр Дуйсбурга.
Много лет город был символом сложных перемен в Рурской долине: в 1987 году тысячи рабочих сталелитейного завода Круппа перекрыли мост через Рейн, протестуя против грядущих сокращений, и эти фото облетели весь мир.
В 2018 году уровень безработицы в Дуйсбурге — 12%, по-прежнему в четыре раза выше, чем в среднем по стране, однако "вирусные" картинки уже другие: четыре года назад сюда приехал председатель КНР Си Цзиньпин, которого приветствовал оркестр, исполняющий традиционные шахтерские песни.
"Мы можем стать воротами Китая в Европу — и обратно", — говорит Линк.
И хотя на западе спрос на гаджеты из Китая не падает, из Европы в обратную сторону направляется в основном сухое молоко: после череды скандалов в 2008 году китайцы перестали доверять отечественным брендам. Если это доверие восстановится, на восток из Дуйсбурга отправятся еще меньше полных контейнеров.
"Соотношение было 4 к одному, так что дело улучшилось, но дисбаланс все еще остается", — признается Эрих Штааке, директор порта. Он не стесняется приписывать себе успех порта: с того времени, как он занял свой пост в 1998 году, уровень занятости в Дуйсбурге вырос с 19 тысяч до 50 тысяч. Сейчас Штааке строит новый склад площадью 20 тысяч кв. м., где Китайские железные дороги смогут хранить 2 тысячи контейнеров.
На этом его амбиции не заканчиваются: чтобы Дуйсбург смог занять достойное место на Новом шелковом пути, железная дорога между Китаем и Европой должна превзойти прочие виды транзита.
Однако в Германии звучат и предостерегающие голоса: слишком сильная экономическая зависимость от Китая может привести к тому, что этот авторитарный режим получит геополитическое влияние в Западной Европе. "Что хорошо для Дуйсбурга, необязательно хорошо для мира", — предупреждают СМИ.
Сейчас, однако, "мягкая сила" Китая почти незаметна в регионе. Количество граждан Китая, живущих в Дуйсбурге, за последние восемь лет выросло вдвое, но их и было только 568. Количество китайских фирм в городе также выросло на 50% с 2014 года, но их опять-таки всего 90. В отличие от других городов на Новом шелковом пути, порт Дуйсбурга остается под управлением Германии.
По мнению Штааке, причина слишком долгих железнодорожных перевозок — европейские железные дороги, работники которых защищены профсоюзами: 1 тысячу 300 километров от Бреста до Дуйсбурга поезда проходят за шесть дней, а 10 тысяч километров до Чунцина до Беларуси — за пять с половиной.
"Китайцы и казахи проезжают по тысяче километров в день, они по-настоящему усердно работают. Это просто смешно. Конечно, мы пытаемся найти причину. Вы знаете, сколько у нас профсоюзов железнодорожников, и в Польше дело обстоит не лучше", — говорит Штааке.
В холле городского музея посетителей встречают слова "Добро пожаловать" на языках мигрантов, которые повлияли на историю города — от курдского до греческого и польского. Надписи на китайском пока нет.