РИГА, 6 окт — Sputnik, Евгений Лешковский. На этой неделе в Москве, в Доме русского зарубежья, прошла международная конференция "Всемирный старообрядческий форум", на который съехались староверы из разных регионов России, а также и из Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, не говоря уже о многих странах Европы, в том числе и Латвии.
Во встрече старообрядцев участвовали священнослужители, общественники, предприниматели, фермеры, ученые, писатели, словом, самые разные люди. Центральная тема конференции - "Старообрядчество, государство и общество в современном мире".
Главными организаторами конференции выступили - Русская Православная старообрядческая Церковь, Древлеправославная Поморская Церковь, Русская Древлеправославная Церковь и Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия.
Темы, которые были озвучены, важны чуть ли не всем участникам конференции. К примеру, "проблемы сохранения веры и культурных традиций в условиях глобализации и влияния новых технологий на повседневную жизнь", "укрепление и развитие духовно-культурных связей между старообрядческими организациями России и зарубежья", "содействие староверам, переселяющимся с родины в другие страны", и, наконец, "подготовка к празднованию 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума - в 2020 году".
Старообрядцы расширяют географию
От Латвии в конференции участвовала немалая и весьма представительная делегация. Одним из тех, кто был в Москве и общался с единоверцами даже из самых экзотичных для православия стран был Александр Иванов – председатель правления Международной гильдии староверов-предпринимателей.
По его словам, в Латвии сейчас около шестидесяти старообрядческих объединений. Но в конференции смогли поучаствовать, конечно, не все. А те, у кого появилась возможность встретить своих братьев по вере, были этому несказанно рады.
"Мы расширили, можно сказать, горизонты, например, увидели староверов из Пакистана, стран Африки и Латинской Америки. Вот вам доказательство того, насколько велик старообрядческий мир. Но Пакистан, Бразилия, Боливия и Гана – это, конечно, очень интересно, однако мы больше для себя почерпнули из опыта сохранения веры, культуры, традиций у братьев из более близких к нам стран, в частности, у румын, липован", - рассказал Иванов Sputnik Латвия.
Латвии пора учиться у Румынии
Липоване Румынии, как и русины Подкарпатья. Их мир особый, где свято чтут традиции еще из далекого прошлого, когда волею судеб люди оказались оторванными от родины - от России. Липоване покинули Россию в XVII–XVIII веке. И теперь их община в Румынии занимает шестое место среди 19 основных национальностей.
Липован в Румынии около 100 тысяч человек. Причем законодательство им гарантирует официальное использование родного языка даже в местных органах власти в том случае, когда липован в местности проживает не менее 20% от общего числа населения. За липованами закреплено и право получать образование на родном языке - от начального до высшего. У липован есть даже свои представители в румынском министерстве образования. Кстати, не об этом ли говорил Русский союз Латвии (РСЛ) Министерству образования ЛР? Согласитесь, похоже.
На то, как живут липоване в Румынии, и какими они там правами обладают, явно стоит обратить внимание латвийским политикам. Причем смотреть на липован, оценивая их положение в стране, важно не только как на старообрядцев, но в контексте общего "русского вопроса". Латвии здесь явно стоит многому поучиться у Румынии.
Миграция "за деньгами" – удар по староверам
"Румынские братья для нас в данном случае пример и того, как люди сохраняют свои общины, живут малыми городками и поселками. Нам, в Латвии, думаю, стоит от них кое-что перенять, поскольку в нашей стране почти все общины довольно разрозненны. Конечно, последнее сложилось исторически, но тем не менее. Сейчас мир меняется стремительно, и нам важно не пропасть в нем, например, из-за того, что из Латвии уезжают за границу массы людей, в том числе и старообрядцев. Это, конечно, недобрый для нас всех знак. Трудовая миграция – серьезная проблема в целом для сохранения старообрядческих общин в Латвии", - пояснил Иванов.
Он отметил, что как раз в данном случае жителям Латвии стоит оценить опыт сохранения общин у своих братьев из Боливии и Бразилии. Тамошним староверам явно было сложнее выживать, нежели их латвийским братьям по вере. У латвийских старообрядцев духовный центр - Россия – находится совсем рядом, а у представителей Латинской Америки он - за океаном.
"А жизнь в общине, когда она полностью соответствует всем, как говорится, критериям, для каждого человека значит многое: он знает, на кого можно положиться, к кому обратиться за поддержкой. А если общины разрозненны, толком нет связи и общения, то люди, когда начинаются проблемы, не обращаются к своим братьям по вере, а уезжают на заработки за границу", - посетовал Иванов.
Государство, которое обязано помогать
Тем не менее в Латвии все еще крепки общины старообрядцев и не только в Риге и Даугавпилсе, но и в Екабпилсе, Ливани, Лудзе, Юрмале, Талси, Лиепае и Вентспилсе. Однако, при всем при этом, староверам, как отметил Иванов, конечно, нужна поддержка и такая, какую оказывают самоуправления и госструктуры за границей. Вспомним румынских липован, которые давно признаны коренным народом страны и получают финансирование из госбюджета.
"Русские старообрядцы – это не просто коренной народ Латвии. Мы на этой земле живем еще до появления Латвийской Республики - уже 350 лет. И всегда староверы были добросовестные, не подводили: вера уберегает добропорядочного человека от нехороших дел. Многие староверы всегда отличались тем, что в них была сильная предпринимательская жилка – сами добивались хороших результатов, в том числе и потому, что они для других надежные партнеры, которым можно верить. Примеров даже в Риге немало. Самый яркий из них - это легендарная теперь уже фарфоровая фабрика Кузнецова, принадлежавшая староверам. А в Даугавпилсе - знаменитая династия промышленников Митрофановых, которые тоже староверы", - рассказал Иванов.
Еще он отметил, что старообрядцы в Латвии живут тихо: о них мало рассказывают в СМИ, они не стремятся быть на виду. Но при этом уверенно добиваются желаемого. Конечно, им помогает вера. И эта самая вера сплачивает людей, не дает распасться общинам, что в Латвии, что в Бразилии или Гане.