Потомки латгальских старообрядцев живут в Молдавии

© Sputnik / И. Зенин / Перейти в фотобанкНа заготоке сена
На заготоке сена - Sputnik Латвия
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Старообрядцы-беспоповцы попали в Бессарабскую область из Латгалии и Восточной Пруссии в середине XIX века, и их община сохранилась в Молдавии до сих пор

РИГА, 16 янв — Sputnik. Потомки старообрядцев из Латгалии до сих пор живут в Единцах на севере Молдавии и составляют единственную на территории Молдавии религиозную общину старообрядцев-беспоповцев, принадлежащую к Древлеправославной поморской церкви, пишет Sputnik Молдова.

По словам историка Наталии Абакумовой, после никоновского раскола, произошедшего в Российском государстве в XVII веке, часть старообрядцев, посчитав, что Русская православная церковь отступила от истинной веры, предпочла остаться вовсе без священников. Отсюда и название этой общины — беспоповцы. Вместо священников в общинах поморцев — выборные старейшины, "отцы".

Гребенщиковская старообрядческая община в Риге - Sputnik Латвия
Старая вера старых латвийцев
Абакумова рассказала, что единецкие старообрядцы — это потомки русских мигрантов из Восточной Пруссии и Латгалии, переселившихся на территорию Бессарабской области в первой половине XIX века.

"Предки наших поморцев когда-то проживали на территории, охватывающей центральную часть Тверской области и к западу от Твери, включая в себя юго-запад Ленинградской, юго-запад Новгородской и почти всю Псковскую область. Во время религиозных гонений, начавшихся во второй половине XVII века против последовательных сторонников старой веры, большая часть беспоповцев из этих областей бежала на сопредельную с Россией территорию Латгалии, входившую тогда в состав Речи Посполитой, а также в Восточную Пруссию. В первой половине ХIХ века произошла миграция части беспоповцев из Прибалтики и Восточной Пруссии на территорию Волынской и Подольской губерний Правобережной Украины и на север Бессарабской области, в Хотинский уезд. Небольшим числом они расселились в Хотине, местечке Секуряны, в слободках Тырново и Глинная и селе Маркауцы. Но основная часть поселилась в местечке Единцы, ставшем их главным духовным центром", — рассказывает Абакумова. 

Ирина Коняева, сопредседатель оргкомитета Дней русской культуры - Sputnik Латвия
Дни русской культуры в Латвии: сохранить себя
По ее словам, в начале 50-х годов XIX века в местечке Единцы поселились пять семей из Динабурга (впоследствии — Даугавпилс). Здесь уже проживали около 20 семей, переселившихся из Пруссии, но в какие годы, точно неизвестно. В 1872 году туда переселилась еще одна большая группа беспоповцев из села Глинная, где они жили последние 10 лет. Раньше они находились в услужении у разных помещиков северной части Бессарабии и Подольской губернии.

В середине 1880-х годов из-за роста населения Единцов и, как следствие, сокращения размеров выделяемых под сельхознаделы земель почти половина всех семей местных старообрядцев основала в семи километрах новый поселок — Русянская слободка, название образовано от расположенного рядом молдавского села Русень.

"Занимались старообрядцы преимущественно хлебопашеством, для занятия товарным земледелием вынуждены были арендовать дополнительные площади. Многие уходили на сезонные заработки. С наступлением весны целыми семействами переходили в разные места Бессарабии и смежных губерний, где в продолжение целого лета и осени занимались разными работами и посевами баштанов: выращивали тыквы, огурцы и прочие овощи", — говорит Абакумова. 

В католическом храме - Sputnik Латвия
Конкурс "Сакральное наследие Латвии" определил победителей
По ее словам, после оккупации Бессарабии Румынским королевством в 1918 году церкви не закрывали, но было запрещено служить по старому стилю. Церковь поморцев все годы оставалась действующей, и служили в ней, несмотря на запреты, по старому календарю.

"Сегодня в Единцах проживают примерно 300 семей староверов. Еще около 30 человек, в основном старики, проживают в селе Слободка (Русянская). Местное население называет их кацапами, сами же они называют себя староверами. В последние годы, в условиях политической и экономической нестабильности, наметился отток молодежи, выезжающей на территорию России — в основном в Москву и Калининградскую область", — заключила Абакумова.

Лента новостей
0