В большинстве своем предвыборные аналитики всех мастей сейчас сетуют на один и тот же прискорбный факт, не позволяющий народу в полной мере ликовать и наслаждаться торжеством латвийской демократии. Даже если названия у партий новые, то главные действующие лица давно всем знакомы.
Слишком совершеннолетняя Джульетта
Это знаете, как в театре, когда Джульетту играет 60-летняя нарумяненная прелестница, а Ромео не может вскарабкаться к ней на балкон из-за ревматизма. Ну ладно еще, если актеры гениальные, им многое можно простить. Но у нас это далеко не так. Вот что пишет журналист Марис Краутманис: "Беда в том, что это дежавю со временем все печальнее - каждый новый политический поход вороватее, циничнее, лживее, с более пустым содержанием, еще более серый в кадровом плане, чем предыдущий".
На аплодисменты не рассчитывают
Но даже при таком благоприятном для них раскладе и отсутствии какой бы то ни было "театральной критики", правящие с ужасом ждут премьерной ночи с 6 на 7 октября. Понять их можно, им ведь известны результаты не только открытых, но и закрытых соцопросов. А они подтверждают самые мрачные предчувствия: три ныне "рулящие и смотрящие" партии даже близко не наберут сообща 51 мандат.
А вот две оппозиционные силы — "Согласие" и KPV.LV (говорят, что превратности политической любви могут свести вместе этих Монтекки и Капулетти) — совместно могут получить минимум 42 мандата.
Нынешняя правящая коалиция сможет сохранить власть только в том случае, если договорится со своими заклятыми друзьями из Новой консервативной партии и если в парламент попадет "Для развития"/За", а также если у этих двух партий будет вместе не менее 16–17 мандатов. В противном случае у правящих сегодня партий возникнут большие проблемы с формированием правительства.
Ваш Ромео — самозванец
"Не верю!" — восклицают политики правящей коалиции, стараясь подбодрить самих себя. И даже уже объявляют спектакль провальным, заговорив о возможном роспуске парламента: если возникнет угроза создания "неправильного" правительства, то дело может закончиться повторными выборами. Премьер-министр Марис Кучинскис, один из локомотивов Союза зеленых и крестьян, допустил возможность проведения повторных выборов, если трем партиям сегодняшней коалиции не удастся заручиться необходимым количеством голосов.
И тогда это дежавю грозит стать бесконечным. Теоретически латвийскую политическую труппу можно распустить, только набрать новую вряд ли получится. Именно поэтому сейчас латышские СМИ обреченно агитируют голосовать за старую Джульетту и шаркающего по сцене Ромео. На их вкус такая стабильность все-таки лучше. От героев не приходится ожидать сальто и раздевания на сцене.
Для роспуска Сейма необходим референдум
Все это было, было, было
Интересно, что в новейшей истории Латвии процесс утверждения правительства уже заходил в тупик и мог привести к запуску процедуры роспуска парламента. В далеком 1995 году в Сейм попали девять партий. (Напомним, что согласно последним исследованиям Latvijas Fakti пятипроцентный барьер сейчас преодолевают 7 партий). Переговоры по дележу портфелей затянулись. Каждая из шести партий, которая участвовала в переговорах, хотела видеть в премьерском кресле своего представителя. В итоге сначала Сейм "провалил" правительство, которое было поручено составить Марису Гринблатсу из ТБ—ДННЛ, а потом парламент не утвердил и кабинет министров, составленный Зиедонисом Чеверсом.
Чтобы удовлетворить амбиции всех шести правящих партий, пришлось создавать в правительстве дополнительные должности. Сегодня это сложно себе представить, но в первом правительстве Шкеле было 16 министров, включая одного освобожденного вице-премьера (Чеверс) и трех министров в ранге вице-премьеров, а также 12 министров "без портфеля".
Если после 7 октября дело дойдет до необходимости создания столь широкой коалиции, то партиям, вопреки их предвыборным обещаниям, придется не уменьшать количество министерских портфелей, а, наоборот, увеличивать. В любом случае политики постараются извернуться так, чтобы уже с первой попытки утвердить правительство в Сейме и не доводить дело до повторных выборов.