РИГА, 7 сен — Sputnik. Литовская компания Lietuvos duju tiekimas (LDT), входящая в энергохолдинг Lietuvos energija, в очередной раз продала груз СПГ не потребителям в Балтии, а крупнейшему в мире трейдеру СПГ – компании Shell, сообщает Baltic Course.
Груз СПГ в объеме 140 тысяч кубометров, предназначенный для LDT, прибыл из Норвегии в Клайпеду в среду, 5 сентября. Это был второй груз сжиженного природного газа норвежской компании Equinor (Statoil). Первый был доставлен в начале июня.
Сообщается, что по крайней мере часть груза продана компании Shell.
"LDT договорилась с Shell Western LNG о перевалке СПГ малых объемов в Клайпеде с судна-хранилища Independence. Первая погрузка состоится в сентябре, будет загружен прибывающий сейчас газовоз Coral Methane", — заявил гендиректор LDT Мантас Микалаюнас. Какой объем газа продан Shell, не сообщается.
По данным портала marinetraffic.com, принадлежащий Shell газовоз Coral Methane должен прибыть в Клайпеду в субботу около 13 часов.
Отметим, газовоз Coral Methane, который был построен в 2009 году, в 2018 году был модифицирован в бункеровочное судно. Бункеровщик предназначен для снабжения судов на стоянке или на ходу топливом и моторными маслами. Оно имеет оборудование для перекачки жидкого топлива или перегрузки угля на бункеруемое судно. Модификации танкера позволит покрывать потребности бункеровки СПГ в основном в южной части Северного моря и в Средиземном море.
Таким образом, купленный у Литвы объем СПГ (который изначально прибыл из Норвегии) может пойти обратно на север, например в Роттердам (порт приписки судна) или еще дальше – в Средиземное море через Ла-Манш Гибралтарский пролив.
Литва — единственная из стран Балтии, которая напрямую закупает СПГ, поскольку обладает плавучим терминалом Independence, аренда которого обходится государству в 60 миллионов евро в год. Чтобы иметь возможность претендовать на финансовую помощь ЕС для выкупа судна-газохранилища у норвежского предприятия Hoegh LNG, Литва пыталась добиться признания клайпедского терминала Independence региональным. Однако договориться с двумя другими странами Балтии по этому вопросу не удалось, поэтому все финансовое бремя содержания и обслуживания терминала лежит на Литве.
Все потребители газа в 2017 году заплатили около 88,5 миллиона евро налога на содержание терминала.
Литва ищет способы сокращения расходов на содержание терминала СПГ на фоне сокращения потребления газа в стране и роста груза по содержанию терминала, особенно это касается крупнейших потребителей, таких, например, как завод удобрений Achema и производитель электроэнергии Lietuvos energijos gamyba.
С целью минимизации затрат на содержание терминала Литва, например, продает часть объемов СПГ не литовским или латвийским потребителям, а Великобритании, пользуясь скачками цен на рынке.
Литва не раскрывает цены, по которым покупает СПГ, не называются, однако недавно у компании Litgas образовался излишек СПГ, который она продала с аукциона. Оператор газовой биржи GET Baltic сообщил, что цена составила около 280 долларов за тысячу кубометров.
"Газпром" в 2017 году оценил среднюю стоимость поставок газа в Балтию на уровне в 162 доллара за тысячу кубометров. Стоимость в 2018 году не называлась, однако в среднем для поставок в дальнее зарубежье цена топлива "Газпрома" выросла на 15%. Если предположить, что и для поставок в страны ближнего зарубежья цена увеличилась пропорционально, это означает, что стоимость за тысячу кубометров в первом полугодии 2018 года для Балтии составила около 185 долларов. Это на 34% дешевле, чем стоимость перепроданного на бирже литовского СПГ.