РИГА, 2 авг — Sputnik. Грандиозный завод "Ямал СПГ", построенный, несмотря на американские санкции против строившей его компании "Новатэк", лучше всего иллюстрирует стойкость российского бизнеса. Если в 2014 году мало кто готов был в него инвестировать, то сегодня на участие в другом арктическом проекте – "Арктик СПГ-2" – уже стоит очередь, пишет газета Financial Times, текст приводят ИноСМИ.
Завод "Ямал СПГ" по сжижению природного газа был построен в Заполярье с опережением графика и в рамках сметы, использует отечественные технологии. Однако изначально перспективы реализации проекта были туманными – в 2014 и 2015 годах американские и европейские банки не хотели выдавать средства. Однако в 2016 году к проекту присоединились китайские кредиторы. И уже через полтора года завод начал закачивать СПГ в танкеры.
В результате второй проект "Новатэка" "Арктик СПГ-2" не сталкивается с такими проблемами. Если четыре года назад "Новатэк" испытывал сложности с привлечением финансирования на осуществление первого проекта, то сейчас компания может выбирать, чьи деньги взять.
Французский энергетический гигант Total в июне решил приобрести 10-процентную долю в этом проекте стоимостью 25,5 миллиарда долларов. Также "Новатэк" подписал с корейской фирмой KOGAS меморандум о взаимопонимании, выразив "взаимную заинтересованность двух компаний в участии KOGAS в проекте "Арктик СПГ-2"". Также идут переговоры с саудовской нефтяной компанией Aramco, с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией и с японской корпорацией Marubeni об их участии в проекте.
Тот факт, что "Новатэк" пережил 2014 год, а потом добился успеха, наверняка заставит американский Минфин задуматься о том, насколько действенны и эффективны его меры, пишет Financial Times.
"Ямал СПГ" не только выстоял под напором американских ограничений. Его руководство не держит зла на Америку, поскольку часть первой партии сжиженного природного газа была направлена в замерзающий Бостон, когда тот испытывал дефицит топлива", — говорится в конце статьи.
Напомним, в январе этого года активно начали обсуждаться сообщения СМИ о том, что первая партия газа с завода "Ямал СПГ" будет поставлена в США. Отмечалось, что сжиженный газ с российского завода, отгруженный в британском порту Isle of Grain, в итоге был перегружен на СПГ-танкер Gaselys и отправлен в Бостон. Судно прибыло туда 24 января.
Затем, 3 марта, танкер Provalys французской нефтегазовой компании Engie, который по сообщениям СМИ также был загружен российским сжиженным газом с завода "Ямал СПГ", пришвартовался в порту Бостона в США.
Зампред правления "Новатэка" Марк Джетвей пристыдил международное сообщество за "шумиху" вокруг поставок сжиженного природного газа с завода "Ямал СПГ" в США и Великобританию, в то время как эти страны испытывали острую необходимость в голубом топливе на фоне сильных морозов.
"Немного жаль, что нас поливают грязью в прессе за помощь Бостону, когда там ударили сильные морозы и когда холода настигли Лондон, и мы поставили СПГ в Лондон, когда они в нем нуждались", — сказал Джетвей, выступая на панельной сессии конференции CERAWeek в Хьюстоне в марте.
"Ямал СПГ" реализует проект строительства завода СПГ на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Акционеры — "Новатэк" (50,1%), Total (20%), CNPC (20%) и Фонд Шелкового пути (9,9%). В рамках проекта запланированы три технологические линии мощностью 5,5 миллиона тонн каждая и одна дополнительная на 1 миллион. Производство СПГ на первой технологической линии началось в декабре 2017 года.
"Арктик СПГ-2" — второй проект "Новатэка", связанный с производством сжиженного природного газа, после "Ямала СПГ". Проект будет реализован на базе Утреннего месторождения. Завод планируется построить из трех технологических линий мощностью 6,6 миллиона тонн в год каждая. Планируемый срок запуска первой линии — 2022-2023 годы с последующим запуском остальных линий в 2024 и 2025 годах.