РИГА, 5 сен — Sputnik, Алексей Авдохин. Сегодня в хорватском Порече открывается судьбоносный конгресс Международного союза биатлонистов (IBU). Впереди пять дней, которые определят будущее мирового биатлона и роль, отведенную в нем России на ближайшие годы.
Конгресс в Порече должен выбрать нового президента IBU. Если кто-то забыл, его неизменный руководитель Андерс Бессеберг завершил 25-летнюю карьеру, оставив должность после шумных обвинений в коррупции этой весной.
Кандидатов на освободившийся пост всего двое: швед Улле Далин (действующий вице-президент IBU по развитию и глава Федерации биатлона Швеции) против руководителя Латвийской федерации биатлона и члена юридического комитета IBU Байбы Броки.
Они уже успели поссориться.
За кого Россия?
Далин – ярый противник допинга и очевидный фаворит предстоящих выборов – обвинил Броку в том, что ее кандидатура на пост президента IBU пролоббирована Россией. Якобы за это она гарантировала лояльный подход к расследованию допинговых и коррупционных дел, связанных с Союзом биатлонистов России (СБР).
Россия от поддержки Броки сразу дистанцировалась. Президент СБР Владимир Драчев объявил, что свой выбор сделает непосредственно перед голосованием.
Но очевидно, что выбирать их будут не за программные обещания и даже не за опыт, хотя Далина в биатлонном мире знают (свой клуб он основал еще в прошлом веке), а с Брокой многие знакомятся только сейчас. Она в биатлоне сравнительно недавно. Четыре года назад ее избрали президентом Латвийской федерации биатлона, тогда же она вошла в юридический комитет IBU.
До этого Брока занималась политикой, а биатлону отдавала свободное время. Но, возможно, скоро этот вид спорта превратится в главное дело ее жизни – позиции Броки в последние перед конгрессом дни заметно выросли.
Восстановят ли в правах СБР?
Российский биатлон в большой опасности – и это не преувеличение. Около года назад Союз биатлонистов России лишился статуса полноценного члена IBU, права голоса на конгрессе и возможности выдвигать кандидатов на любые должности. Причина общая для российского спорта последних лет – доклад Макларена, показания Родченкова, подозрения в манипуляциях с допинг-пробами на домашней Олимпиаде в Сочи.
Тогда же Исполком IBU выдвинул России ряд условий, при соблюдении которых права СБР могут быть возвращены. Два из них – восстановление Олимпийского комитета России и сотрудничество в расследованиях по допинговым случаям – формально соблюдены.
Кроме того, Спортивный арбитражный суд (CAS) продолжает расследование по делам Ольги Зайцевой, Яны Романовой и Ольги Вилухиной из олимпийского Сочи-2014. В декабре 2017-го комиссия МОК во главе с Деннисом Освальдом признала их виновными в нарушении антидопинговых правил.
Наконец, совсем свежий случай (ощущение, что его совпадение по срокам с конгрессом IBU неслучайно) – допинговые обвинения в адрес олимпийских чемпионов Евгения Устюгова, Светланы Слепцовой и еще двух биатлонистов из России на основании данных из базы LIMS – электронного архива из Московской антидопинговой лаборатории.
Простыми словами – функционеров из Международного союза биатлонистов не поймут, если они, закрыв глаза на пыльные истории четырех- или восьмилетней давности, всплывшие за последний год, реабилитируют СБР. Тем более что антироссийская коалиция внутри IBU – и среди спортсменов, и среди чиновников — сейчас слишком мощна, чтобы не обращать на нее внимания. Впрочем, поддержка тоже есть – например, пока Россия лишена права выдвигать кандидатов, Беларусь ловко представила на пост вице-президента IBU Виктора Майгурова.
Но в теории IBU имеет право даже ужесточить наказание для СБР по примеру IAAF (Международной легкоатлетической ассоциации), которая несколько лет подряд разрешает выступления только отдельным легкоатлетам из России в нейтральном статусе, не восстанавливая статус Всероссийской федерации легкой атлетики.
В биатлоне тоже есть и повод, и механизмы: сокращение максимальной квоты на этапах Кубка мира, полное отстранение СБР, нейтральный флаг для спортсменов, крупные денежные штрафы, персональные наказания функционерам и тренерам.
Словом, привычные санкции, которые российский спорт уже привык не замечать. Не заметит и биатлон. А вот что произойдет с ним и его проблемами в стратегическом будущем, зависит от того, кто заменит Бессеберга на должности главы IBU.
Выборы президента IBU запланированы на 7 сентября. Для победы кандидату необходимо набрать простое большинство голосов. Голосовать смогут только страны — постоянные члены IBU, сейчас в организации их 52.